святитель Тихон Задонский

Вечность

Размышляй, христианин, почаще о вечности – так удобнее избежишь греха. Вечность всегда пребывает и никогда не кончается. Пройдет тысяча, сто тысяч, тысяча тысяч веков, и более пройдет, а вечность только начинается. И сколько ни будешь умом вперед простираться, вечность только начинается, а конца ее умом не можешь достигнуть, так как она не имеет конца.

Нельзя о вечности думать и вспоминать без воздыхания и страха. Размышление о вечности делает плач и слезы сладкими, всякий труд облегчает, всякое временное наказание, то есть печаль, узы, темницы, изгнание, обиды, раны, бесчестия, поношения, нищету и саму смерть, с любовью и благодарением принимать позволяет. А в беззаконные сети впасть не попустит, не попустит в нечистоте валяться, лгать, воровать, грабить, обманывать, гордиться, превозноситься, ближнего осуждать, клеветать на него.

Кто о вечности будет думать прилежно, тот больше будет желать слышать Слово Божие, наставления ко спасению, нежели повседневную пищу, не захочет украшаться тленной красотой, ему и горькая пища сладкой покажется. Банкеты, танцы, игры, пения, хоры омерзеют ему как препятствующие ко спасению; плакать больше, чем смеяться будет. Любезнее ему будет нищета, нежели богатство, бесчестие, нежели честь, укорение, поношение, озлобление, нежели похвала.

Представится его уму двоякая вечность. Одна – блаженная и желаемая, вечность праведных, которые во Царствии Небесном со Христом и святыми Его Ангелами, вовеки бесконечно будут веселиться; а другая – несчастливая и ужасная вечность бедных грешников, осужденных на вечное в огне мучение с диаволом. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).

* * *

Блаженная вечность исключает всякую противоположность: там царствие без страха, без трудов и попечения; там слава всегда сияет; там здоровье без всякой болезни; там радость без скорби; там мир и покой без опасности; там веселье без печали; там дружество нелицемерное; там премудрость без безумия (1Кор. 3, 19), там жизнь без смерти; там всякое добро непричастно никакому злу. Ибо Бог, Источник всех благ, будет все во всем (1Кор. 15, 28).

* * *

Умершие в Господе, как сказано, начинают новую, лучшую жизнь и блаженную вечность. Здесь, каждый день живя ожиданием смерти, не что иное делаем, как каждый день умираем и день ото дня к смерти приближаемся. Но по смерти того не будет: одно непрестанное пребывание в блаженной вечности будет.

* * *

Вечность, в которой по восстании из мертвых и окончании праведного Христова Суда будем пребывать, не что иное есть, как одно начало без конца: она всегда начинаться будет, но никогда не кончится. Воображай в уме, что пройдет сто тысяч лет – нет конца вечности. Пройдет сто тысяч веков (век в себе заключает сто лет) – нет конца вечности. Пройдет тысяча тысяч и миллион миллионов веков – нет конца вечности, но только начало. И хотя далее умом вступать будешь в вечность – увидишь одно начало без конца. Сколько ни собери миллионов веков в ум свой – все они против вечности, как одна капля воды против целого океана, или как маковое зерно против всего света, или, лучше сказать, как ничто. Ибо все может мало-помалу уменьшиться и кончиться, но вечность не может, ибо бесконечна. Чем далее простираешься умом в вечность, тем большая долгота ее открывается, ибо бесконечна. Хорошо некоторые изображают вечность этими словами: вечность есть всегда и никогда, то есть всегда будет, но никогда не кончится.

Святое Божие Слово говорит нам о двоякой вечности: блаженной и неблагополучной. Блаженная вечность или вечное блаженство будет на небесах, по слову апостола: наше же жительство – на небесах (Флп. 3, 20). Неблагополучная вечность – в аду и геенне огненной. В блаженной вечности будет жизнь бессмертная, а в неблагополучной будет смерть бессмертная. В блаженной вечности будет пресладкое зрение Божия Лица, а в неблагополучной – удаление от Лица Божия. В блаженной вечности будет царствование со Христом и любезное дружество со святыми Ангелами Его, а в неблагополучной – пребывание с диаволом и злыми его демонами. В блаженной вечности будет свет неизреченный, а в неблагополучной – тьма кромешная. В блаженной вечности будет радость и веселье непрестанное, будет слышаться глас радости и веселья (Иер. 16, 9), а в неблагополучной – скорбь и печаль непрестанная и будет слышен голос воздыхания и плача. В блаженной вечности соединятся все блага, которые не видел глаз, не слышало ухо, и не приходили на сердце человеку (1Кор. 2, 9); в неблагополучной сойдется все зло, которого также язык сказать и ум понять не может.

* * *

Все люди, живущие по лицу всей земли, идут к вечности и, окончив путь жизни сей, вселяются в вечность, но только благочестивые христиане, не любящие мира и крестным путем идущие, как учит Евангелие, достигают блаженной вечности.

* * *

Ничто так не подвигает грешника к покаянию, как вечность, и ничто так не полезно всякому христианину, как память и размышление о вечности. Вечность удерживает человека от греха, усмиряет страсти, отвращает от мира и всей его суеты, сокрушает сердце, рождает слезы покаяния, побуждает к молитве и возбуждает истинное сердечное воздыхание. Память и размышления о вечности могут исправить даже самого развращенного. Размышление о вечности наполнило жителями пустыни, пещеры, горы и пропасти земные. Размышляя о вечности, святые мученики предпочитали переносить тяжелейшие муки, нежели покориться воле нечестивых царей и отречься от Христа. От размышления о вечности разбойники, убийцы, грабители, блудники и блудницы и другие тяжкие грешники стали святыми и избранниками Божьими.

Слава человеколюбию Божьему за то, что всем, даже тягчайшим грешникам, двери к Себе открывает. Удивительно, что современные христиане, слыша в святом Писании о вечности, так к суете мира сего прилепляются и ищут в мире сем чести, славы и богатства, и строят, и расширяют, и украшают свои дома и другие строения так, как будто вечности и нет. Это происходит в них от забвения вечности, и сердца их помрачает прелесть видимой суеты.

Возлюбленные христиане! Запечатлеем в нашей памяти вечность, и тогда будем неизменно в постоянном истинном покаянии, сокрушении сердца и молитве, и никакой суетой мира сего не прельстимся, и от всякого греха, как ядовитого змея, будем уклоняться. Все то, что нам, сынам века сего, нравится, благоприятным и дорогим кажется, омерзеет. Воистину, довольны будем краюхой хлеба, малой хижиной и нищим одеянием. Ими довольствоваться научит нас воспоминание и размышление о вечности.

Знаете ли вы, что такое вечность? Вечность – это начало без конца, то есть однажды начнется и никогда не окончится, это всегда и никогда, то есть всегда будет и никогда не перестанет. Это и есть вечность. Все века от создания мира и до конца – как малейшая точка по сравнению со всем миром, или как минута против тысячи веков, или, лучше сказать, как ничто. Это и есть вечность.

Вечность бывает двоякая: преблагополучная и пренеблагополучная. В преблагополучной вечности будет Царство Божие, будет Бог виден лицом к лицу, будет радость и неизреченное веселье, душа и тело получит свое всесовершенное блаженство и сподобится человек благ, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Кор. 2, 9). Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). В неблагополучной вечности будет лишение и удаление от Бога, всякое страдание и мучение в теле и душе. Тогда люди захотят умереть, но убежит от них смерть. Это и есть смерть вторая и смерть вечная.

Грешники! Слышим слово Божие о вечности и видим, что двоякая вечность бывает: благополучная, радости и всех благ исполненная, то есть вечная жизнь; и неблагополучная, исполненная мучений, печали, болезней и всех зол, то есть вечная смерть. Покаемся же и омоем грехи наши слезами, да избежим неблагополучной вечности и войдем в вечную жизнь и Царство Божие. После Страшного суда Христова пойдет каждый в свою вечность. Ибо тогда Судья Христос всем надлежащее определение даст. Праведникам откроет двери Своего вечного Царствия и скажет им: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). К грешникам обратится: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle