святитель Тихон Задонский

Воровство

Вор, грабитель и хищник – с диаволом заодно, ибо диавол всегда похищает себе славу Божию и спасение человеческое.

* * *

Слышим, что те люди, которые чужое каким-нибудь образом, то есть или явно, или тайно, или лестно похищают, называются бесчестным именем «хищники, тати и воры» – те, кто творит беззаконное дело против заповеди Божией: не укради. Также хищники, тати и воры – те люди, которые славу и похвалу и прочее, единому Богу подобающее, каким-нибудь образом восхищают и присваивают себе.

* * *

Бог, Царь Небесный, по благости и человеколюбию Своему всем людям блага Свои дает, и как в руки им влагает, чтобы все довольствовались благами Его, и так Его как своего Благодетеля знали и благодарили, но люди бесстрашные дарования Божии у других похищают и как бы из рук вырывают и творят это беззаконное дело перед всевидящими Божиими очами. Бог дает Свое добро рабам Своим как подарок в руки их, и они поданное добро Божие похищают; и кого Бог удостаивает, они как бы недостойным делают; и кого Бог снабжает, они лишают; и кого Бог богатит, они обкрадывают.

* * *

Любой, кто каким-нибудь способом чужую вещь неправедно себе присваивает, все добро Божие, от Бога в руки человеческие данное, похищает и как бы из рук их перед Богом вырывает. Человек! Бог ближнему твоему дает добро Свое во владение его как бы в руки, а ты то добро из рук его похищаешь; и Бог это твое беззаконное дело видит, видит и в книге Своей записывает и представит перед лицом твоим на суде Своем: тогда увидишь, как ты плохо поступал! Но покайся, и возврати похищенное, и расточи добром то, что собрано злом.

* * *

Хочешь ты от меня знать, что это слово значит: не кради (Исх. 20, 15), и требуешь объяснения его.

Ответ. Краткое это слово, но широко распространяется, и многие в нем погрешают: иные – от невнимания и неведения, иные – от бессовестности и беззаконного произволения, что тяжелее первого. Итак, как распространяется воровство или хищение, внимай:

1. Воровство, всем известное: или тайно люди обкрадывают лавки, житницы и прочее, или насильно отнимают чужое, как это делают разбойники или сильные, но бесстрашные и бессовестные люди. О таком хищении каждый знает: и самые грубые люди, и не знающие писаний, и самые юные и малые дети.

2. Воровство и хищение – когда судьи и приказные люди по мзде, а не по долгу христианскому судят.

3. Воровство и хищение – когда помещики или излишними оброками, или работами крестьян своих отягощают, поскольку отнимают у них потребное к пропитанию и содержанию жизни их и их домашних. И это хищение лютое и бесчеловечное, хотя люди и не замечают. Бедный крестьянин целое лето трудится и потеет, но кормиться и одеваться ему с его домашними нечем. Один господин все пожирает. Горе таким господам! Столько они слез проливают, сколько излишнего на крестьян налагают. Бог, Праведный Судия, видит эти слезы и проливающих их.

4. Воровство и хищение – когда не сполна дается или совсем не отдается плата наемникам. И это лютое и бесчеловечное хищение, так как бедный обижается.

5. Воровство и хищение – когда наемники, взяв достойную цену, или не работают, или лениво работают.

6. Воровство и хищение – когда слуги от господ получают жалованье или пропитание, но или лениво работают, или совсем не работают.

7. Воровство и хищение – когда властелин у подчиненного удерживает или не сполна дает жалованье без всякой причины и его себе присваивает. И это лютое хищение, так как бедный обижается.

8. Воровство и хищение – когда купец худую вещь за добрую и дешевую за дорогую продает или воду в вино мешает и продает как чистое вино.

9. Воровство и хищение – когда человек лошадей или иную скотину немощную и худую нарочно выкармливает, чтобы за добрую продать и так покупателей обмануть.

10. Воровство и хищение – картежная игра на деньги, ибо кто выигрывает, тот грешит против заповеди: не кради. А кто не выигрывает, тот, хотя и все имение свое, и себя самого проигрывает, также похищает волею своею, ибо желает чужого добра и грешит против заповеди Божией: не пожелай (Исх. 20, 17). Также и всякий, кто желает чужую вещь похитить и присвоить, хотя на самом деле и не похищает, есть похититель, ибо человек волею грешит или не грешит. И такой человек, который желает чужого добра, уже волею похищает, хотя бы на деле и не похищал, ибо в воле и произволении человеческом состоит грех. Когда хочет человек похитить чужое, уже похищает волею своею...

11. Хищение – когда господин у раба и крестьянина и властелин у подвластного какой либо вещи домогается и просит. Ибо подвластный с властелином спорить не может и потому и нехотя отдает то, что он просит; принужден и нехотя дает, а не вольным изволением. Правильно люди ученые говорят: высшие, когда низших просят, – повелевают.

12. Хищение и воровство – когда кто-либо возьмет у кого то деньги или иную какую-нибудь вещь на сохранение или в заклад и не отдаст и либо говорит, что отдал либо не брал.

13. Хищение – когда кто-нибудь возьмет что-то взаймы и не отдает заимодавцу ни этим, ни чем-то другим.

14. Хищение – когда кто-либо возьмет у кого-то деньги или иное что-нибудь на подаяние милостыни и удержит у себя или на иное что употребит.

15. Хищение – когда кто-нибудь найдет потерянную вещь и не объявит об этом, но у себя удерживает.

16. К хищению относится лихва, или процент, а лютейшее хищение – когда с убогих берется, ибо так нагой обнажается и бессильный в большее бессилие приводится, а таковому по христианской любви без возврата должно помогать.

17. К хищению относится, когда люди притворяются нищими, имея чем питаться, или притворяются немощными, будучи здоровыми, просят милостыню, дабы им как немощным, а не тем скудным и не имеющим пропитания люди подаянием милостыни помогали.

18. Хищение – когда подводы хитро и без указной цены берутся.

19. Хищение – когда слуга не допускает до властелина приходящего человека без денег и с него за доклад домогается взять деньги.

20. Хищение – когда кто, не желая трудиться, будучи здоров, дома обходит и чужой хлеб поедает.

21. Хищение – и то, когда богач богатство, от Бога ему данное, или держит взаперти, или расточает на непотребные расходы, а нищим не уделяет, как должно христианину. Ибо Бог дает богатство людям не ради них самих только, но и ради бедных и скудных людей. «Если кто, – говорит свт. Василий Великий, – платье сдирает с его хозяина, нахальником и мошенником называется. Не одевающий нагого, будучи в состоянии это делать, не больший ли нахальник и мошенник? Хлеб алчущего – тот хлеб, который у тебя находится; одежда нагого – та, которую ты хранишь в своей клети; босого обувь та, которая у тебя гниет; бедного серебро то, которое ты хранишь, закопав в землю. Вот сколько людей ты обижаешь, когда, будучи в состоянии, не помогаешь» (Слово о милостыне). Пусть рассуждают скупые и живущие в роскоши богачи и внимают тому, что написано (см. Мф. 25, 41–46).

22. Видишь, сколько есть родов хищения. От них и прочие роды хищения познавай, которых я здесь не коснулся.

23. Из этого видишь, сколько на свете воров и похитителей!

24. Если кто-либо хочет от хищения сохраниться и не быть осужденным как хищник на суде Страшном, тому должно себя исправить и внимать всеобщему правилу: чего не хочешь себе, того ближнему не твори; и чего хочешь себе, то ближнему делай (см. Деян. 15, 20, 29). Этому закон Божий, и пророки святые, и Отцы наши блаженные, и учителя церковные научают.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle