святитель Тихон Задонский

Второе пришествие

Поминай о Втором Его [Христа] пришествии, где все соберемся перед Ним, все, говорю, праведные и грешные, и всякий по делам своим воспримет от Него: праведные пойдут в жизнь вечную, грешные – в муку вечную. Помни это и рассуждай.

* * *

Все мы, христиане, ожидаем Второго Христова пришествия. Было первое, как Евангелие и вера наша учит нас. Будет и Второе пришествие Христово, как объявляет нам Божие Слово. В первом пришествии пришел Христос спасти нас; и спасаются верующие в Него и кающиеся о грехах своих и творящие добрые дела и Ему угождающие. Во Втором пришествии придет судить за грехи тех, которые не покаялись здесь. Уповаю, что вы знаете, кто есть Христос. Я только напомню вам: Христос – Истинный Бог наш, как всегда в Церкви слышим и как вера наша учит нас. Он как Бог знает совершенно, кто что ныне делает, говорит, мыслит и в книге Своего суда записывает. Он же будет и судить всех, и на суд Его все соберемся, праведные и грешные. С праведными явятся добрые дела; с грешными явятся злые дела, которые они явно и тайно делали. Тогда всякий грешник увидит перед собой положенным все то, что он ныне худое делал, мыслил и говорил и тем закон Божий разорял. Тогда он со стыдом услышит перед всем миром:

«Вот человек и дела его!»

Бог, по Своему человеколюбию и милосердию, велит ныне всем грешникам каяться, чтобы они злые свои дела загладили покаянием и так бы не явились эти злые дела на суде Христовом, и соделавшие их не были бы за них осуждены как преступники закона Божия и Божии уничижители. Грешники, которые, Божие сие человеколюбие благодарно приняв, в чувство приходят, и каются, и грешить престают, и стараются Богу угодить добрыми делами, – от Бога милость получают и прощение всех своих злых дел принимают.

Поэтому и злые их дела не явятся уже на суде Христовом как покаянием заглаженные; и они приняты будут с праведными в вечную жизнь, где будет непрестанная радость и веселье. А те грешники, которые сие Божие человеколюбие презирают и не каются, и не перестают грешить и делать злые дела, и их стараются скрыть и утаить, с теми непременно на Страшном суде явятся и злые их дела, и в них перед всем миром они обличены будут Судией праведным Христом, и от Него выговор таковой услышат: «Вот вы что, в мире живя, делали! Я пришел, чтобы вас спасти и за вас пострадал и умер, но вы не хотели той милости Моей во спасение себе употребить и в след за Мною идти и со Мною быть в Царствии Моем, но в след сатаны ходили, и волю его исполняли, и злые его дела творили, и так Моими противниками были. Идите от Меня прочь в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Хотел я вас спасти, но вы сами избрали погибель, а не спасение Мое. Вкушайте же горесть вечной погибели, которую вы себе избрали».

* * *

Мы, христиане, ныне ничего более делать не должны, как только угождать Господу и Спасителю нашему Иисусу, Небесному Царю, и о получении вечного спасения, трудами и болезнями Его совершенного, печься и ожидать Второго Его с небес пришествия. Было первое Его пришествие, будет и второе. Первое пришествие проповедовали пророки, говоря: «Грядет Христос в мир, грядет Христос в мир». И пришел Христос в мир тихо и неожиданно: сошел, как дождь на руно и как капля, каплющая на землю (Пс. 71, 6). О Втором пришествии пастыри и учителя церковные говорят: «Придет Христос в мир, придет Христос в мир, опять явится неожиданно, но страшно и славно». Как граждане ожидают прихода своего царя и к встрече его готовятся, так и мы, христиане, должны пришествия Царя нашего Небесного ожидать и к достойной Его встрече готовиться. Тем более, что не знаем дня и часа, в который Он придет, и придет не жить, учить и страдать – было это уже, но судить и воздать всякому по делам его. Постараемся, христиане, бодрствовать и быть готовыми к встрече Царя нашего, поминая увещевательное Его слово: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25, 13). Да сподобимся одесную Его в пришествии Его встать.

* * *

Мы ожидаем пришествия к нам Царя Небесного, Иисуса Христа. Видим мы первое Его к нам пришествие; ожидаем и второго, и увидим его. Видим, что первое Его пришествие было в смирении, нищете, кротости и долготерпении; второе будет в страшной и Божественной славе. В первом пришел Он тихо, и сошел, как дождь на руно 13 и как капля, каплющая на землю (Пс. 71, 6). Во втором воссияет, как молния, которая на востоке блистает и является на западе (см. Мф 24, 27). Придет тогда не страдать за нас (это уже было), а судить нас и воздать всем по делам их.

Видим в святом Писании, что будет тогда. Видим, что придет день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прей дут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2Пет. 3, 10). Видим, что тогда и небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор и скажут горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр. 6, 14–17)? Видим, что тогда все, от начала мира умершие, восстанут из гробов своих, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29).

Видим, что тогда от всех концов земли соберутся все народы (Мф. 25, 32), и станут перед Царем Небесным, праведным Судиею. Видим, что тогда все собравшиеся люди на две части разделятся: одни станут по правую сторону Судии, другие – по левую. Тогда всеконечное и последнее разлучение будет друг от друга. Видим, что тогда на веки вечные разлучится жена от мужа, отец и мать от детей своих, цари от подданных своих, князья, вельможи и господа от рабов своих, друзья от друзей своих и знакомые от знакомых своих.

Видим и то, что тогда жена станет по правую сторону Судии, а муж по левую, и муж по правую, а жена по левую; отец и мать по правую, а дети их по левую, и дети по правую, а отец и мать по левую; один брат по правую, а другой по левую. Видим, что тогда то же будет с начальниками и их подчиненными; видим, что царь станет по правую, а поданные его по левую, и подданные по правую, а царь по левую; князья, вельможи и господа по правую, а рабы и слуги их по левую, и рабы и слуги по правую, а господа их, князья и вельможи, по левую станут. Видим и то, что святые ныне мнимые и почитаемые людьми по левую сторону, а мнимые грешники и как нечестивые миром презираемые по правую станут. Святые и праведные по правую сторону; грешные и нечестивые по левую сторону станут.

Тогда всякого познается правда и неправда, добродетель и грех, святыня и скверна. Ибо разбирательство будет тогда по совести, а не по чинам; по делам, а не по лицам, по внутреннему, а не по внешности и наружности. Ибо Судией будет Бог, Который испытывает сердца и утробы и судит по внутренности сердца, а не по наружности дел. Человек смотрит на внешность человека, а Бог смотрит на сердце человеческое. Часто бывает, что человек перед людьми добр, а перед Богом зол; перед людьми свят, а перед Богом скверен; перед людьми добродетелен, а перед Богом порочен.

Видим, что по правую сторону стоящие будут сиять, как светила небесные: тогда праведники воссияют, как солнце (Мф. 13, 43). По левую же сторону стоящие почернеют и в гнусном безобразии явятся, так как грехи, которые в них кроются ныне, выйдут наружу и ужасное в них соделают безобразие. Тогда покажется всему миру, что они не только явно, но и тайно делали и какие мысли и начинания в сердцах своих имели. Всякое тогда души безобразие, от грехов к ней прилипшее, на теле грешника явится. Так они увидят свое безобразие и мерзость греховную, в которой, в мире сем живя, пребывали. Слышим, что тогда праведный Судия тем, которые по правую сторону Его, скажет: приидите, благословенные Отца Моего, на следуйте Царство, уготованное вам от создания мира. А тем, которые по левую сторону, скажет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 34 и 41). Вот жребий стоящих по правую и стоящих по левую сторону!

Христианин, сладко и радостно будет слышать: приидите, – страшно и горестно будет слышать: идите от Меня. Но непременно всякий или тот, или этот услышит глас. Благословением одних и проклятием других окончится Страшный суд Христов. Все тогда, услышав слово, им Судией сказанное, пойдут на свои места, но различные, пойдут, но неодинаково. Одни пойдут с радостью, и весельем, и торжеством в вечную жизнь. Другие с плачем, рыданием и отчаянием – в вечную муку. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).

Христиане! Такого мы пришествия Царя нашего Иисуса Христа ожидаем – приготовим себя к достойной встрече Его. Да будут и наши разговоры чаще о том дне. Скажем и мы друг другу: «Царь Небесный идет! Царь Небесный идет к нам! Идет спасти праведников, грешников же мучить. Когда-то придет, ночью или днем, утром или вечером, в котором месяце, дне и часу?» Проповедники Его то и знают, что возглашают нам: «Царь Небесный грядет, Царь Небесный грядет, готовьтесь к встрече Его!»

О любезные благовестники, скажите нам, когда Он придет к нам? Когда Солнце праведное явится нам? Когда молния Его блеснет и осветит вселенную? Когда поставится престол Его святой на суд и узрим Его все? Скоро идет, отвечают они нам, скоро идет и не умедлит. При шествие Господне приближается. Вот, Судия стоит у дверей (Иак. 5, 8–9). Но не знаете дня и часа, в который Он придет. Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42). Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр. 22, 20)!

* * *

Первое пришествие Его [Иисуса Христа] было смиренное, второе – славное. В первом пришел взыскать и спасти погибшего (Мф. 18, 11), во втором придет судить и воздать каждому по делам его. В первом пришел призвать грешных к покаянию (Мф. 9, 13), во втором придет судить грешных непокаявшихся. В первом милость Свою и человеколюбие показал нам, во втором объявит правду Свою.

* * *

Христианам, а особенно в нынешнее последнее время… живущим должно каждый день ожидать Второго Христова пришествия и к нему достойным покаянием приуготовлять себя.

Когда царь земной хочет в какой-либо город прийти и город об этом знает, все граждане его ожидают и приготовляют себя к встрече и принятию его. Царь Небесный, Иисус Христос, хочет прийти вновь, о чем и Сам, живя на земле, объявил, и рабы Его, святые апостолы, проповедали нам, и Церковь святая этого чает. Итак, должно христианам как ведающим об этом пришествии Его приготовляться к встрече и принятию Его и ожидать Его каждый день, потому что Он неожиданно придет, а тем более, что придет не так, как первый раз пришел – в смирении и нищете, но придет в страшной славе. Придет не жить на земле, учить и страдать (это уже было), но судить и воздать всем по делам их.

Если бы Ангел с небес пришел к нам и сказал нам: «Вот на сих днях будет пришествие Христово», – как бы все вострепетали и обратились бы к истинному покаянию! Всякого береглись бы греха и воздыханием и слезами умилостивляли бы Бога, и прочее. Но кто знает, сколько продолжится еще пришествие Христово? Может быть, и на этих днях будет. Ибо никто совета Божия и определения не знает.

Ведь сказано: будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий (Мф. 24, 44).

Как о первом пришествии Христовом проповедали пророки, говоря: «Придет Христос, придет Христос в мир», – и пришел Христос, когда определенное Ему время пришло, так и о Втором пришествии учителя церковные проповедуют и говорят: «Придет Христос судить живых и мертвых; придет судить и явится неожиданно, как молния». В каком же страхе и отчаянии будут тогда грешники, которые ныне о страшном том дне не помышляют и к нему не готовятся истинным покаянием!

Итак, да помышляем, возлюбленный, каждый день и да приуготовляемся к сретению Господа нашего, ибо уже близок день Господень и неожиданно, как молния, воссияет. Знаю я, что писал апостол фессалоникийцам, говоря: не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов (2Фес. 2, 2). Но с того времени уже прошло тысяча семьсот восемьдесят лет и более, как выше сказано. Потому нам, по столь многих прошедших годах, надобно вскоре его ожидать и с апостолом Иаковом исповедовать: пришествие Господне приближается; вот Судия стоит у дверей (Иак. 5, 8–9), а тем более, когда уже видим, что по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь (Мф. 24, 12), и благочестие попирается, и нечестие более и более умножается; слово Божие презирается, и каждый почти единой суете придается, и мало кто спасения души искренним сердцем ищет. Итак, чего в таких обстоятельствах ждать, как не того, что неожиданно услышим вопль: вот, Жених идет, выходите на встречу Ему (Мф. 25, 6)?

Итак, берегись, возлюбленный, говорить в сердце твоем и делать то, что написано о злом рабе: если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 24, 48–51), – чтобы и тебе так же не пострадать. И удаляйся от насмешников, описанных Петром святым, которые говорят: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же… Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением (2Пет. 3, 4, 9). Ибо, когда будут говорить нечестивые: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (1Фес. 5, 3). Но пусть, по увещанию Господню, будут чресла ваши препоясаны и светильники будут гореть. И мы будем подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк. 12, 35–37).

Напишем на сердце слово Господа нашего: будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий, Который говорит: вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, что бы воздать каждому по делам его (Откр. 22, 12). Верно слово Божие и солгать никак не может. Грядет, грядет судить Господь, грядет скоро и придет тогда, когда люди не ожидают, и возмездие Его с Ним, чтобы воздать каждому по делам его.

И чем более времени умножается от первого пришествия Его, тем ближе второе пришествие к нам; и чем более мы живем, тем более приближаемся ко всемирному Его Суду; и сегодня мы уже ближе к сему дню и часу, нежели были вчера и третьего дня. Напишем это в памяти нашей и истинным покаянием будем приготовляться. Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня судного (Евр. 10, 23–25).

Итак, покаемся, возлюбленный, чтобы утешение, а не страх, и ужас, и отчаяние принес нам, грешникам, страшный тот день. Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он на значил день, в который будет праведно судить вселенную (Деян. 17, 30–31). Отсюда последует утешение таковое: Христос Господь будет судить вселенную, поэтому Бог всем людям велит покаяться, дабы страшного того изречения осуждения: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мор. 25, 41), – избежать могли.

Обратимся же, возлюбленный, всем сердцем к Богу. Покаемся, и Он отпустит нам грехи, и избежим осуждения, и Суд Христов не страх и трепет, но утешение и спасение вечное подаст нам. Ибо Христос Господь будет судить не согрешивших, но согрешивших и непокаявшихся, а согрешивших и покаявшихся помилует и спасет. Ибо для того Он и в мир пришел, дабы согрешивших и покаявшихся спасти, – чего себе и тебе желаю.

* * *

13

Руно – здесь трава.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle