святитель Тихон Задонский

148. Как мне Его забыть!

Слышим, что слово такое один о другом говорит: «Как мне его забыть!» Говорится это в том случае, когда один другому говорит: «Часто ты его, – то есть такого-то человека, – поминаешь». Тогда поминающий отвечает: «Как мне его забыть! Я-де от него много благодеяний получил».

Христианин, мне и тебе более всего о Боге нашем сердечно должно говорить: «Как мне Его забыть!» Мы Богом нашим созданы, искуплены, и столько благодеяний от Него получили и получаем всегда, что не только словом изъяснить, но и умом понять их не можем, ибо они безмерны и бесчисленны, ведомы и неведомы; словом, мы заключаемся в Божиих благодеяниях и без них и минуты жить не можем. Итак, как нам Его забыть, Его, такого нашего Благодетеля! Не забудем Его, христианин!

Ветхому Израилю через пророка Своего говорил Бог: Сотворил Я тебя, раб Мой Иаков, и ты, Израиль, не забывай Меня (Ис. 46:21). Так христианину говорит Бог: «Раб Мой, Я сотворил тебя, христианин, и ты не забывай Меня». Когда сотворен, когда крестился христианин во имя Отца и Сына и Святаго Духа, тут сотворен христианин рабом Божиим от Бога; прежде был рабом дьявольским, но в Крещении святом сотворился уже рабом Божиим. Помни сие, христианин, что ты – раб Божий, сотворил тебя, раба Своего, Господь, и ты, христианин, не забывай Его. Именем Христовым христианин, как царской печатью назнаменован, христианином от Христа называется.

О древних израильтянах слышим, что когда они идолу поклонялись, то забыли Бога, спасающего их (Пс. 105:21) и прочее.

Так христиане забывают Бога, спасающего их, когда после Крещения обращаются к беззакониям, и, сделавшись рабами Божиими, делаются самовольно рабами греха. Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). Всякий законопреступник и беззаконник забывает Бога, Благодетеля своего, ибо заповеди Его святые забывает. Забывает блудник и прелюбодей; забывает вор, похититель и грабитель; забывает клеветник, ругатель и всякий злоречивый; забывает прелестник, обманщик и лживый; забывает всякий, заповедь Божию бесстрашно разоряющий.

Когда говоришь, христианин, о Боге: «Как мне Бога забыть?» – то не забывай и заповедей Его святых, но имей их всегда пред собою, как заповеди Божии, и исполняй их всегда. Когда сие будешь творить, то подлинно и Самого Бога не будешь забывать. Иначе хотя и каждую минуту имя Божие поминаешь, а о заповедях Божиих небрежешь, то забываешь Бога, Благодетеля своего, и так Ему неблагодарным оказываешься, ибо память твоя о Нем только на устах и языке, а в сердце нет ее, но – забвение.

Ибо человек, истинно своему благодетелю благодарный, не только на устах, но и в сердце его поминает, и благодеяния его помнит; так и христианин не только на устах носит имя Божие, но и в сердце иметь память Его, и любить Его, и благодарить Его должен. Ибо память, и благодарность, и любовь неразлучны. Кто любит благодетеля своего, тот всегда поминает его; кто поминает, тот к благодарению благодеяниям его возбуждается, ибо невозможно не благодарить благодетеля, и искренно не помнить благодеяния его. Ибо самое благодеяние возбуждает благодарность. Самые скоты помнят благодеяние, и любят благодетеля, и услуживают ему.

Если, христианин, устами не забываешь Бога, то не забывай и сердцем; без этого память твоя – ничто. Если молишься Богу: «Помяни мя, Господи, во царствии Твоем» (См. Лк. 23:42), – то поминай и ты Его здесь, в мире сем, так, как выше сказано. Если говоришь Богу: «Не забуди мене», – и Он тебе говорит: «И ты, христианин, не забывай Меня и Моих заповедей».

Человек к воспоминаю своего благодетеля возбуждается, видя его благодеяния, то есть или дом, который он ему построил, или одежду которой его одел, или иное что. «Сию-де одежду тот мой благодетель подал мне; сей хлеб, который я вкушаю, от него я получил; сей дом, в котором я живу, он мне по своей милости построил», и прочее. Так христианина к любовному воспоминанию Бога – Благодетеля – все Его благодеяния подвигнуть должны.

Христианин! Все и всякое добро, какое ни имеешь у себя, – Божие добро и благодеяние. Все сие возбуждает к воспоминанию Бога. Что ни видишь, помышляй и говори в себе так: «Сей дом, в котором я живу и успокаиваюсь, сия пища, которую я вкушаю, и сие питие, которым я прохлаждаюсь и утешаюсь, сия одежда, которой я прикрываюсь и согреваюсь, сей скот, который мне служит; сей огонь, который меня согревает и варит пищу мне, сии светила (солнце, луна и звезды), которые мне и всей твари светят, и прочее – Божие добро и благодеяние. Всегда получаешь от Бога благодеяние, и всегда Божиим добром пользуешься и утешаешься так, что и минуты без этого быть можешь. Всегда и во всякое время должен ты Бога поминать, и Его за все благодарить: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему всегда во устах моих (Пс. 33:2). Погибает то время, день, час и минута, в которое Господь нами не благословляется, ибо беспрестанно, как реки, текут благодеяния Божия и на нас щедро изливаются. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и преподобные Твои да благословят Тебя (Пс. 144:8–10).

Изрядно на память приводят нам Бога и благодеяния Его святые образа. Образ Благовещения показывает нам, как Человеколюбивый Господь, желая от Девы Плотью родиться, и прийти в мир, и миру явиться, и так спасение наше соделать, послал Архангела Своего благовестить об этом человеколюбии Своем Преблагословенной Деве, а через Нее и всему миру. Образ спасительного Рождества Христова на память приводит нам, как Бог Безначальный начался, и Невидимый стал видим, и Невещественный воплотился, и Неосязаемый осязался, и Ветхий днями младенствовал, и Всесильный бессильным сотворился, и Содержащий в руке Своей все концы земли материнскими руками носился, и Дающий пищу всякой плоти материнским молоком питался, и Одевающийся светом как ризою, пеленами младенческими повивался. О чудо – Бог младенствовал! Меня ради и тебя, человек, сотворил сие Господь наш. Благословите Господа, все сыны человеческие! Благослови, душе моя Господа! Помяни сие, христианин, и не забывай Господа.

Образ Христовых страданий представляет нам, как Он грехи наши очищал, и правде Божией за нас удовлетворял, и Бога, Небесного Своего Отца, умилостивлял, и Его с нами, и нас с Ним примирял, и от дьявола, смерти и ада нас искупал, и двери Божия царствия, нашими грехами затворенные, отверзал, и так нам спасение и блаженство вечное соделовал. Это и прочие высочайшие Божий благодеяния представляет нам образ Христовых страданий. Поминай это, христианин, и не забывай пострадавшего за тебя Иисуса Христа, Сына Божия.

Также все Священное Писание, как Слово Божие, все в нем описанные чудесные Божие дела и благодеяния Его, роду человеческому показанные, все праздники Божий, святой Церковью установленные, на память нам приводят Бога, и высочайшие Его к нам благодеяния, и к благодарению и славословию имени Божия возбуждают нас, как слышим то в церковных стихах и песнях, которые поются в святые праздники. Внимай сему, христианин, и не забывай Бога, Благодетеля своего.

Точно знай, что забывают Бога те христиане, которые без страха Божия живут, и заповедям Его святым не внимают, и против Него согрешают и беззаконнуют. Они все во тьме неведения Божия ходят, Бога не знают, хотя Его и исповедают, и так забывают Его. Божиими благами довольствуются, но Бога-Благодетеля забывают. К таковым говорит пророк: уразумейте это, – то есть, что Бог грехи ваши пред лицом вашим представит, – забывающие Бога, дабы Он не восхитил вас, и тогда никто не избавит (Пс. 49:22). Берегись, христианин, Бога и святые заповеди Его забывать, да не будешь Богом вовеки забыт. Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне. Я заблудился, как овца погибшая: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл (Пс. 118:175–176). Помяни меня, Господи, когда приидеши в царствие Твое! (Лк. 23:42)



Источник: 2006 г. "Сокровище духовное от мира собираемое". Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с.

Вам может быть интересно:

1. Плоть и дух – XXXII. Слово Божие святитель Тихон Задонский

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Памятование о Боге схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 183. Иероним, богатый учеными плодами. I. Он толкователь Свящ. Писания, а) переводчик: его исправление латинского текста Библии по греч.... святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. Отечник Проповедника – Сомнение игумен Марк (Лозинский)

5. Воззвание преосвященного епископа Анастасия по случаю взятия русскими войсками Эрзерума митрополит Анастасий (Грибановский)

6. Из церковно-судебной практики XVIII-го века профессор Николай Александрович Заозерский

7. Душеполезные поучения – КЕЛЛИЯ преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

8. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 82. О наказании преподобный Антиох Палестинский

9. Значение высшей русской иерархии и исторические условия ее служения церкви и государству до XVIII века профессор Иван Михайлович Покровский

10. К работам общественной мысли по вопросу о церковной реформе профессор Фёдор Васильевич Благовидов

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс