Азбука веры Православная библиотека протоиерей Вадим Леонов В день памяти святой великомученицы Екатерины
Распечатать

протоиерей Вадим Леонов

В день памяти святой великомученицы Екатерины

Дорогие братья и сестры!

Для живущих по плоти – день рождения плоти – самый важный день в году. Для живущих по духу – день воскресения души от вечной смерти – самый важный день, но не только в году, а во всей жизни человека.

Поэтому, совершая память святых, Церковь не вспоминает и не выясняет у историков, в какой день он родился, но свидетельствует пред Богом о дне, в который он воскрес. Именно воскрес, ибо смерть ради Господа Иисуса Христа или подвиги благочестия, которые совершали святые – это начало вечной жизни, это истинное воскресение в Святом Духе прежде всеобщего воскресения тел. Над святыми смерть телесная не имеет полноты власти. Она становится лишь временным качественным изменением жизни богоугодного человека, а от смерти вечной, которая может наступить после всеобщего суда Христова, они избавлены полностью.

Сегодня мы прославляем святую Екатерину, в жизни которой эта тайна духовной жизни открылась с потрясающей силой. Так, что не только она возродилась духом, но и многие вокруг нее, не знавшие Единого истинного Бога, стали верными Ему. Все вы знаете житие святой Екатерины – 18-летней девушки из Александрии, которая, познав радость общения со Христом, отвергла все мирские удовольствия и наслаждения, что были для нее – дочери царского рода, вполне доступны. Она столь решительно следовала за Христом, что многие язычники, кратко побеседовав с нею, становились христианами-мучениками. Сначала она обратила к Богу 50 языческих философов, затем жену языческого императора – Августу, далее полководца Порфирия и 200 воинов. После этого и она предала свою душу Богу, приняв смерть от рук мучителей.

Для современного человека жизнь великомученицы Екатерины – это что-то запредельное, труднопредставимое, едва ли не сказочное. Почему так? Потому что современный человек живет иначе, он порабощен комфортом. Удовольствие и наслаждение стали главными стимулами в жизни. Жизнь по вере, отказ от наслаждений ради Христа стали достоянием как бы прошлого. В житии святой великомученицы Екатерины говорится, что, когда ее вели на казнь, то александрийские женщины всячески уговаривали ее быть милосердной к самой себе и покориться языческому императору. Они явно не понимали причин ее упорства, они не могли представить, как можно отказаться от того моря удовольствия, которое предлагалось ей в обмен на ее отречение от Христа. Не понимали, потому что не имели истинной веры. Истинной не только в смысле правильной, но, прежде всего, глубокой, охватывающей всю душу, являющейся основанием и важнейшей ценностью человеческой жизни. Святая Екатерина попыталась им ответить и призвала их оставить бесполезный плачь и лучше радоваться, потому что ныне она встретится со своим небесным женихом – Христом. «Не обо мне, лучше о себе плачьте, – сказала святая Екатерина, – потому что за неверие ваше пойдете в огонь бесконечный мучиться во веки».

Не известно: были ли услышаны ее слова теми женщинами? Однако для нас важно, чтобы эти слова были услышаны нами. Ибо очень часто наше шествие по пути духовной жизни заторможено или вообще приостановлено из-за нашего маловерия и сластолюбия, из-за неспособности сделать волевое усилие над собой и как-то ограничить себя. Бывает часто, что вроде бы человек и умный, и тонко чувствующий, но с пораженной грехом волей остается до конца своей жизни духовным инвалидом, утопающим изо дня в день в одних и тех же грехах, ибо чтобы сделать следующий шаг на пути духовной жизни, ему необходимо переступить через «полюбившиеся» грехи, а на это силы воли не хватает. Бывает, что и помолиться об избавлении от таких грехов такому человеку страшно.

Преподобный Серафим Саровский, когда у него спрашивали, почему в наше время не встречаются такие великие подвижники благочестия, которыми изобиловала Церковь в первые века своего существования, отвечал, что у современных верующих нет той решимости жить по заповедям Божьим, которая была у людей в древности. А Бог дает укрепляющую благодать свыше именно в соответствии с той решимостью, с которой человек следует за Ним. В этом отношении святая Екатерина являет наглядный пример. Решительно оставив свой привычный образ жизни в славе и роскоши, святая Екатерина была сразу же преисполнена такой благодатной силой, что когда на камне изобразила пальцем Крест, то он тут же оказался выдавленным, как будто бы она провела своим пальцем не по камню, а на песке. И далее в своей жизни она преодолевала все искушения не своими естественными силами, но той силой Божьей, которая действовала через нее. Можно сказать, что святая позволила своим мучителям убить себя, ибо до этого они многократно предавали ее смертным мукам, и она оставалась живой.

Когда мы вспоминаем о ее подвигах, то невольно возникает вопрос: а почему жизнь не только великих святых, но и вообще богоугодная жизнь столь многоскорбна и всегда сопряжена со страданием? Ведь Бог благ, любит всех людей; мир, созданный Им также «хорош весьма»; люди созданы Богом по Его Образу, – тогда почему же их богоугодная жизнь приводит к страданиям, почему Спаситель учит, что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7, 14), почему апостол Павел говорит, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3, 12)? Это очень важный и не простой вопрос, и ответ на него кроется в том, что после грехопадения наших праотцев в естестве каждого человека добро смешалось со злом. Смешение это настолько тесное, что жить, потакая добру и злу, стало чем-то естественным. Находясь во мраке богооставленности, человек не может различать в себе движения добра и зла. Все ему кажется естественным, все что хочется, он стремится осуществить, не различая богоугодное дело от греха. Только при свете Евангелия, сопоставляя свою жизнь с заповедями Христовыми, верующему человеку постепенно открывается степень греховности его желаний и стремлений. И если он начинает жить по заповедям Спасителя, то в нем происходит это внутреннее отделение добра от зла, то духовное очищение, о котором пишут святые отцы. Оно происходит с болью и страданием, потому что жизнь по закону греха для нас во многом стала как бы естественной и отказ от этой жизни кажется почти противоестественным поступком. И если бы благодать Христова не укрепляла верующие души на этом пути, то очиститься от греха не смог бы никто. Поэтому все ставшие на этот путь несут его тяжесть, но другого пути нет. Чья-то душа очищается благодатью Божией в течение всей жизни, а чья-то, как, например, у святой Екатерины, в течение нескольких дней. Это уже в руках Промысла Божия. С нашей же стороны должна быть всецелая решимость и покорность принять Его всемогущее действие в своей жизни, которое осуществляется через всевозможные искушения, болезни и скорби.

Однако в жизни святой Екатерины перед нами открыта не только эта многострадальная сторона христианской жизни, но, с гораздо большей силой открыта и другая тайна духовной жизни – тайна воздаяния: те, кто ради веры в Господа Иисуса Христа оставили греховные пороки и привычки, более того, оставили даже земное, гораздо больше получили небесного. Святая Екатерина была из царского рода, и ей предлагали царскую славу, но от Христа она получила гораздо большее – Небесное Царство и божественную славу; она была мудрой и образованной девой, но, последовав за Христом, она получила премудрость свыше и воссоздала и приукрасила в самой себе образ Божий; она имела богатство и благородство, но, оставив все это, получила вечное блаженство и благодать навечно. Это и для нас, немощных и грешных, является духовным утешением, ибо все греховное, от чего мы откажемся, стремясь жить богоугодно, будет восполнено по милости Божией гораздо большим дарованием свыше – это закон духовной жизни, и иначе не бывает. Но, чтобы это произошло, нужно поверить и совершить первыми шаг навстречу Богу, начать жить так, как заповедует Господь, как наставляет основанная Им Святая Православная Церковь. Это сделала святая Екатерина, это делали святые, к этому призваны все христиане – познать на опыте силу слов Христовых: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21). Аминь.


Источник: Леонов В. В день памяти святой великомученицы Екатерины // Православная газета. Екатеринбург. № 45 (318). С. 11.

Комментарии для сайта Cackle