протоиерей Валентин Амфитеатров

ПОУЧЕНИЕ в последнее воскресенье поста первоверховных апостолов

По милости Божией мы, православные христиане, удостоились в настоящем году дожить до последних дней апостольского поста. Пережитые недели поста, по мысли Церкви, должны были укрепить в нас чувства веры и любви, составляющие основную сторону христианского нравственного учения. Если эти чувства в нашей душе окрепли, то и мы, ученики апостольские, как ни слабы и грешны, внесли свою долю в утверждение Церкви Христовой. Осмотрим же свою нравственную деятельность оком совести и разума.

1. Первое и главное условие нашего нравственного христианского делания состоит в достойном исполнении тех обязанностей, которые возложила на нас жизнь. Исполнение обязанностей должно быть совершаемо со всей любовью и искренностью к ним. В деле, которому призваны служить, мы должны являть себя не подневольными рабами, но рабами Господа, понимая, что возложенное на нас дело есть работа для Господа, есть вклад, который наши силы вносят в общее хранилище, на пользу ближних и друг друга. Так, проведенный нами пост, по примеру апостолов, располагает христианина к ревностному и неленостному подвигу с любовью исполнять все нравственные требования жизни. Не томящая скука, не ропот, не проклятие, не недоумение должны сопутствовать нашему труду, но благодушная и сердечная преданность воле Божьей.

2. Чтобы труд жизненного дня был приятен, апостолы советовали христианам такое правило: «отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф. 4:25). Таким образом труд жизни облегчается. Пусть на нашей деятельности не лежит гнетом безучастность к другому. Опытный человек обязан подать руку помощи неискушенному, имущий и сильный – слабому и немощному. В этом заключается праведность и освящение труда. Исполняя это апостольское завещание, мы вносим в свою деятельность свет и радость. Дни жизни идут вперед не в сопровождении суеты и беспорядка, но как праздники, отмеченные торжественной святостью. И сами мы, совершая честный труд, уподобляемся работникам, подвизающимся в вертограде Христовом, с упованием награды от Христа Утешителя. С этой заветной мыслью апостолы совершали подвиги христианской любви и оставили ее нам в наследование. Таким образом, отвергнув ложь, говорите ближним истину и действуйте по истине, – и жизнь будет нам легка.

3. Чаще всего нашей деятельности в жизни мешает раздражение. Планы и намерения расстраиваются неудачами. В этих неудачах виновниками бывают, как нам кажется, другие. Беды нам от разбойников, беды от сродников, беды от неискренних друзей и лживых братьев! Что же делать в этих случаях? Апостолы, предпринимая великий труд распространения христианства, оставили в завещание нам такое мудрое Христово правило: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет в гневе вашем; и не давайте места дьяволу» (Еф. 4:26, 27).

В замешательстве, препятствиях и неудачах заключается истинная проба величия души. Нетерпеливый и самолюбивый человек под влиянием неудачи разрывает связи, соединяющие его с ближними. Он без милосердия казнит увлечения, ошибки и заблуждения другого. Руководствуясь только одним правом сильного, он ищет возможности удалить препятствие силой. Но христианство не таково. Оно требует снисхождения к другим и великодушного терпения.

Не тот садовник разумен, который, когда надоело ему напрасно ждать плодов от дерева, рубит его, но тот, кто своими стараниями победит в себе нетерпение, а в природе упорство неплодия. Распутать крепкий и мелкий узел, очевидно, гораздо труднее, нежели разрубить его. Поэтому, чтобы наша жизнь имела христианское достоинство, мы должны быть сдержанны в чувствах недовольства. «Гневаясь, не согрешайте» (Пс. 4:5), а иначе враг жизни, враг чистых удовольствий и утешения – дьявол – смутит нашу душу; отнимет у нас и радость, и упование, отнимет у нас то, чего дороже нет в мире, именно душевное спокойствие. Без спокойствия же нравственного жизнь трудна, как чужое и ненавистное иго рабства.

4. Нередко грусть охватывает душу человека даже и тогда, когда он трудится и готов трудиться. Это бывает всегда, когда мы не сознаем цену своего труда. Какой труд приятен и какой неприятен? Этот вопрос для нас всегда неудобно решаем. Апостолы, обращяясь ко всей вселенной с проповедью христианства, дали такой совет людям при решении этого вопроса: «повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит. 3:1). «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28). «Слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (Рим. 2:10).

Следовательно, благородство сопутствует труду во всех областях полезной деятельности. Нет той работы, которая была бы лишена цены и значения. Одно только нужно помнить, что, принимаясь за какое бы то ни было дело, мы обязаны спросить себя, в состоянии ли мы его исполнить. Если работа не по силам, если мы делаем ее небрежно, без охоты, без ревности и усердия, то, разумеется, – как ни тяжело это слово для слуха и сознания, – мы не работники, но лица, поедающие чужие силы. Мы, таким образом, крадем у других ими приобретенное и добытое.

Далее, есть много людей, готовых пользоваться случаями легкой наживы и чужой кровавый пот употреблять для себя без всякого на это права. Такие люди, очевидно, не будут знать истинной цены труда. Свою работу они будут ставить высоко, а работу других людей – низко. Есть еще люди, которые трудятся исключительно для своей пользы. Приступая к труду, они имеют одну лишь цель – себя, свое семейство и не думают о нуждающихся; и такие люди не будут знать благородной цены труда. Апостолы советуют освящать свой труд тем, чтобы он был на пользу другим. Они хвалят и тот труд, который дает возможность человеку заработать и себе, и уделить из заработка бедствующим, нуждающимся. Потому-то и говорят опытные люди, что Господь Бог благословляет то поле, обрабатывая и засевая которое, земледелец благожелательно говорит: «Пошли, Господи, урожай, чтобы хватило и мне и добрым людям».

5. В жизни более всего проявляются наши радости и наши печали в обмене мыслей и чувств с другими. Побеседовать друг с другом, высказать другому свои думы, послушать другого – это величайшее утешение в жизни. Если бы у людей только бы и был этот один дар от Господа, то и тогда человек мог бы понимать всемогущество и милосердие Божие. К сожалению, слово человеческое в той же мере служит утешением человеку, в какой оно бывает орудием дьявола, доставляя нам случаи к нашему падению. Апостолы, зная цену слова для человеческого общежития, оставили такое правило: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29).

Истинный христианин должен быть осторожен в слове. Кому из нас не известно, что пошлое остроумие и едкая насмешка над ближним часто лишают его всех достоинств, которые мы в нем любили? Кому из нас не известно, что в детские годы неосторожные разговоры взрослых научили нас первой неприличной брани, возбуждая в несозревшей молодой душе безнравственные помыслы и гнусное кощунство? Кто из нас не знает, как беспутная книга, безнравственная песня, сквернословная брань, соблазнительный рассказ ложатся на душу и помнятся, помимо нашей воли, долго-долго? О, берегитесь злоупотребления словом; это огонь, который может произвести пожар там, где мы и не думаем. У людей старшего возраста слово пусть всегда будет милое, доброе, с весом и значением, которое бы помнилось людьми более молодыми как назидание, умудряющее неопытность. У людей юных речи пусть будут живые, говорливые, задушевные, но чистые, без двусмысленной пошлости, без наглой клеветы на все честное, доброе, священное и правдивое.

Итак, деятельность человека в жизни, по апостольской проповеди, может быть приятна при условиях, указанных нами. Закончу свою речь словами апостола Павла: «Братия, не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:30–32). Аминь.



Источник: Приводится по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г. Цензор - священник Александр Гиляревский.

Вам может быть интересно:

1. Небесный дар любви – СЛОВО о хранении непорочной совести протоиерей Валентин Амфитеатров

2. Письма и статьи – ПОУЧЕHИЕ В ПРАЗДHИК ХАРЬКОВСКОЙ (ОЗЕРЯHСКОЙ) ИКОHЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

3. Служба Богу и России (слова и речи) – Слово в день рождения Государя Императора (6 мая) архиепископ Феодор (Поздеевский)

4. О непосредственном откровении по учению Слова Божия – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 5-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ мученик Михаил Новоселов

5. Церковь. Мир. Миссия – VII. Обновление протопресвитер Александр Шмеман

6. Собрание сочинений. Том 3 – Слово произнесенное в Спасовом скиту 17 октября 1890 года архиепископ Амвросий (Ключарев)

7. К монаху Агафию – О том, что страждущие при жизни беспечностнои во время кончины, вместо того чтобы позаботиться о самих себе,прилагают старание о том,... преподобный Нил Синайский

8. Огласительные поучения и завещание – Поучение 51 преподобный Феодор Студит

9. Слова и проповеди при посещении паств, по случаю крестных ходов, к отдельным лицам и по особым случаям – Речь Святейшему Правительствующему Синоду ректора Киевской Духовной Академии, архимандрита Иннокентия, при наречении его во епископа... cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

10. Проповеди – 74. Слово в Неделю о слепом и в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Комментарии для сайта Cackle