протоиерей Валентин Свенцицкий

Письма к В. Я. Брюсову

Многоуважаемый Валерий Яковлевич!

Посылаю Вам рассказ «Мать», если подойдёт, не напечатаете ли в «Русской Мысли»? Это первый рассказ из шести задуманных мной, под общим заглавием: «Убийцы». Если рассказ не понравится, и вообще, по тем или иным соображениям напечатать в «Рус. М.» его нельзя, – пожалуйста, рукопись верните по адресу: г. Царицын-на-Волге В. П. Платонову до востребования. По этому же адресу очень прошу Вас и ответить мне на моё письмо.

Всего Вам хорошего.

В. Свенцицкий

Штемпели на конверте: Царицын – 24.10.1911; Москва – 26.10.1911.

Многоуважаемый Валерий Яковлевич!

В середине сентября я послал Вам в г. Каширы рассказ «Мать» заказной бандеролью и заказное сопроводительное письмо. Если не ошибаюсь, адрес написан такой: Мещанская, 3.

Не получая долго от Вас ответа, запросил И. П. Брихничёва о точном Вашем адресе, в ответ получил: Мещанская, 32.

Так вот, если я действительно перепутал Ваш адрес и Вы моей рукописи и письма не получали, будьте так добры немедленно уведомить меня, я телеграфирую на Московский почтамт Ваш верный адрес.

Пишите пожалуйста заказным по адресу: Царицын на Волге, Вячеславу Платоновичу Платонову до востребования.

Всего хорошего.

В. Свенцицкий

Потомки сестёр Красновых, одной из которых была жена Свенцицкого Евгения Сергеевна (1892–1986), сберегли в семейном архиве машинопись 1930-х годов с предисловием автора.

Напечатание рассказа «Мать» сопровождалось следующими обстоятельствами.

Этот рассказ был послан мною в «Русскую мысль», В. Я. Брюсову, который редактировал тогда беллетристический раздел журнала. Через некоторое время я получил от него письмо, где он, одобрительно отзываясь о рассказе, сообщает, что с рассказом почему-то пожелал ознакомиться П. Б. Струве. После напечатания «Антихриста» и исключения меня из Московского религиозно-философского общества за безнравственную жизнь круги близкие к Совету общества встали ко мне в столь враждебное отношение, что смысл желания П. Б. Струве «ознакомиться» с моим рассказом был для меня ясен1. И действительно, через несколько дней я получил рассказ обратно. В это время я перешёл на нелегальное положение и жил по паспорту В. П. Платонова. Я взял свой рассказ «Мать» и послал его в «Русское богатство» от имени «В. П. Платонова». Рассказ был принят2.

* * *

1

Есть основания полагать иные причины неприязни. Ср.: «В судебной палате с участием сословных представителей слушалось дело по обвинению редактора журнала «Полярная Звезда» П. Б. Струве и студента В. П. Свенцицкого по 5-му п. 129 ст. Угол. Улож. за статью последнего «Открытое обращение верующего к православной церкви», напечатанной в N 8 журнала «Полярная Звезда». В статье этой прокурор усмотрел преступный призыв к войскам. Свенцицкий заявил, что обращение его было направлено к церкви. Вызванный в качестве свидетеля о. [Константин] Аггеев подтвердил, что мысли, высказанные в инкриминируемой статье, вполне соответствуют делу и учению православной церкви. Товарищ прокурора поддержал обвинение, находя, что если бы автор хотел своё обращение направить к церкви, а не к войскам, он направил бы его в виде письма на имя обер-прокурора святейшего синода. Защищал обвиняемых прис. пов. А. С. Зарудный. Суд признал Свенцицкого невиновным, а П. Б. Струве – виновным в неосмотрительности по 7-й ст. 8-го отдела временных правил о печати и приговорил его к 100 руб. штрафа или аресту на 1 месяц» (Книжный вестник. 1906. N 41. С. 989). Кроме того, журнал был закрыт. В письме к А. С. Глинке 1907 г. (Вопросы философии. 1992. N 12) Струве чётко обозначил позиции, объявив себя протестантом и почувствовав в Свенцицком последователя «настоящей философии православия» – религии «материализации Бога». А в статье «На разные темы» (Русская мысль. 1908. Кн. 2. С. 174–179) обвинил идейного противника в «догматическом изуверстве», поскольку его максимализм «жесток и топчет – во имя абсолюта! – чужую личность», тогда как «вообще современным людям нельзя проповедовать никакой религии».

2

С конца 1908 г. до Февральской революции Свенцицкий скрывался от преследования полиции (против него велось шесть уголовных дел по обвинению в антигосударственной деятельности за печатные выступления), используя поддельный паспорт на имя «Вячеслава Платоновича Платонова».


Источник: Публикуется по: Новый журнал. 2011. N 263.

Вам может быть интересно:

1. Ответ на письмо Свенцицкого самому себе протоиерей Валентин Свенцицкий

2. Письмо прот. Александра Васильевича Горского от 7 марта 1867 года к Митрополиту Московскому протоиерей Александр Горский

3. Письма протоиерей Константин Аггеев

4. Письма к Екатерине Михайловне и к о. архим. Серапиону Машкиным протоиерей Валентин Амфитеатров

5. Письма к архиепископу Арсению (Стадницкому) священномученик Андроник (Никольский)

6. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора (Феотоки) профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

7. Два письма великому логофету Феодору Музалону святейший Григорий II Кипрский, патриарх Константинопольский

8. Письмо Эгберту святой Беда Достопочтенный

9. Письмо К.П. Победоносцеву митрополит Антоний (Храповицкий)

10. Письма архимандрит Игнатий (Малышев)

Комментарии для сайта Cackle