О посте

Источник

«Воздержания наслаждение и мне Слове даруй, якоже Адаму рай иногда» Да, как чудно.

1) Мирно, умеренно, посильно надо (поститься) и центр тяжести во внутреннем посте.

2) Надо смиряться, и если не поститься внешне, то пост внутренний обязателен всегда. А для него самое меньшее нужно себя стараться по возможности уединить от впечатлений 1) внешних 2) и таких каких бы могло не быть 3) и таких, какие могли бы рассеять.

3) Надо иметь великую мудрость, разсуждение, чтобы и не разслабить ни телом, ни духом – и трудиться, и поститься. В меру… По Божии и в простоте.

4) Старец оптинский о. Моисей ещё живя в миру умел так подвижничать, так постничать, что этого никто не замечал…

5) Воздержание – наипаче от страстей, грехов и всякой скверны – единственный и постоянный путь восхождения души к лучшему прекрасному своему достоинству, истинному своему благородству.

6) Св. Церковь совершенно ясно и решительно предостерегает от одного внешнего поста. Если скверно поступают те, кто не брегут о внешнем посте, то нужно понимать, что потому-то и полезен внешний пост, что это есть одежда внутреннего, приготовление к внутреннему, истинному посту.

7) Возлюбим истинный путь – благоприятный и богоприятный пост, в котором бы постился весь человек – и тело, и его душа…

8) Это чудное действие поста – душа как-то расправляет крылья, до этого связанные.

9) Конечно, естественно, что плоть изнемогала, так трудно её поработить. Да, тело ноет, только бы не душа.

10) Важнее же ударить по унынию и самолюбию, чем исполнить желание покончить с упокаиванием плоти, слабовольным потаканием чревоугодию.

11) Благослови Господи, чтобы Великий Пост прошёл на пользу души!

12) (о служении угощением на 1-й седмице). А энергии-то сколько потеряно, не по-постному, – ведь постный (1-й седмицы) ход жизни («режим»), устава расчитан на упразднение от дел обыденных.

13) Ты казнился в слабоволии, что пил и ел, а то бы надо казниться в самоволии. Ты стеснялся за обедом, – если бы по уставу, и стесняться не надо бы… Смиряйся, можешь и должен (есть) из-за «осла» своего!

14) Умиротворённость в еде выработается, но с разумной постепенностью.

15) Лучше на людях есть или у себя, то в положенное время.

16) (помысл – «купить для сестры сладкого, но хорошо ли поощрять лакомство?») Нужно было, конечно, спросить, а не рассуждать не так надо было. И в монастырях «и бывает утешение братии на трапезе»… Это доказательство против резонирования о неполезности.


Источник: Сборник изречений. О посте. [Электронный ресурс] // Архив тайных монашеских общин.

Комментарии для сайта Cackle