преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Из жизни святого Нифонта Цареградского

1. Некоторый брат вопросил блаженного Нифонта: скажи мне, отец мой, слово на пользу, как мне спастись?

В ответ на сие старец сказал ему: сын мой! если ты хочешь жить посреди людей, то должен исполнять следующее: отнюдь никого не порицать, не осуждать, не гневаться, никого не уничижать, также не помышлять о себе, что сделал когда-либо доброе дело, и остерегайся говорить: такой-то живет хорошо, а такой-то невоздержно, ибо сие-то и значит: не судите (Мф. 7, 1). Но на всех смотри одинаковыми глазами, с одинаковым сердечным расположением, с одинаковым помыслом, в простоте сердца, и принимай всех, как Самого Христа. Не приклоняй уха твоего к человеку, который клевещет (на ближнего), и не услаждайся (беседою) такового, но содержи уста твоя во многом молчании, будучи медлен на беседу и скор на молитву. И не укоряй никогда клеветника или другого кого, делающего беззаконие, но всегда смотри на свои недостатки, укоряй и уничижай себя ежедневно.

2. Брат сказал: это, отец мой, возможно лишь совершенным подвижникам.

Блаженный отвечал: сын мой! юность если имеет смирение, сего ей достаточно, ибо Бог ничего более не требует от юного, как только чистоты и смирения. Ты же, сын мой, будь кроток и смирен, сострадателен и милостив, считай себя хуже всех людей, и будешь поистине жить с Богом. Подвизайся и о том, чтобы не мечтать о себе: я достиг в меру такого-то святого; но говори себе всегда так: знаешь ли, душа моя, что мы грехами превзошли и бесов, а доброго дела никогда не сделали Бога ради, и горе нам, о, унизившаяся, что мы сделаем в день судный? Во все течение жизни твоей, сын мой, молись как грешник, говоря на всякое время: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! И: Боже очисти мя грешного! Повторяй всегда и эти слова: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс. 18:13–14). Знай же и то, что не должно удовлетворяться добрыми своими делами, и не уповай на них, потому что не знаем, угодны ли они или не угодны Богу. А посему уповай более на Бога и на силу Его, считай себя за бесполезный прах. Отсюда и (последует) исправление.

3. Брат опять сказал: отец мой! каким образом человек может побеждать всякое искушение, находящее на него от врага?

Старец отвечал: сын мой! если найдет на тебя какое-либо искушение, победа ему состоит в молчании, смирении и в том, чтобы говорить: благослови отче! Все же дела смиренномудрого благоугодны Богу и похвальны пред святыми Ангелами Его, грозны же и страшны бесам. Итак, сын мой, будь смирен и весьма сокрушен сердцем, дабы Дух Святой возжелал вселиться в тебя, и Он подаст тебе силу отвергнуть от себя всякое житейское попечение.

4. (Брат) вопросил еще: как ныне святые умножились во всем мире, будет ли также и при кончине века сего?

Блаженный сказал ему: сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями; потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться на подвиги. Занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом, посему добродетель будет пренебрежена еще более; сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Господа Бога и не узрят лица Бога живаго. Монах или мирянин, который дает в лихву злато свое, если не отступит от такового лихоимства, будет погружен в глубоком тартаре, потому что не пожелал принести (злата своего) в жертву Богу через благотворение нищим. Посему, сын мой, как я уже сказал прежде, многие, будучи одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути.

5. Брат вопросил еще: скажи мне, отец мой, отчего некоторые изнуряют тела свои воздержанием, а страсти царствуют над ними: гнев, вражда, памятозлобие, зависть и злейшее всех немилосердие, и скупость; некоторые же из добродетельных едят и вино пьют, а в них не видно никакого греха. Что это значит?

Преподобный же сказал: много постящиеся и не исправляющиеся, как думаю, сын мой, претерпевают это от уст своих, ибо тот, кто не хранит всегда своих уст, если и весь год постится, не получает никакой пользы. Итак, раздражает ли тебя диавол на гнев, не говори ничего, – и ты одержал победу над страстью. Опять возбуждает ли тебя враг на зависть, не клевещи, – и ты победил лукавого, ибо плод зависти есть оклеветание. Если разжжет тебя обольститель на блуд, не отверзай уст своих для беседы с женщиною, также не позволяй себе излишества в пище и питии, – и ты укрепился на него; притом возьми прут и посеки себя, и боль отгонит брань, ибо, по сказанному (в Писании), полезнее для тебя будет, если даже погибнет один из членов твоих, нежели все тело твое ввержено будет в геенну огненную (Мф. 5, 29). Если этот дикий вепрь возбуждает в тебе желание многоценных яств, то пойди в отхожее место и узнаешь зловоние их. Если кто укорит тебя, или осудит, или назовет безумным, ты смири помысл свой и осуждай себя как грешного; вспомни, что Христос Сын Божий был оплеван, поруган грешниками, биен по главе тростию, и посему почитай себя недостойным и того, чтобы жить. О тех же добродетельных, которые едят и пьют (по видимости свободно), знай, что они суть доблественные воины, поправшие греховные страсти и теперь сделавшиеся господами и властелинами, получив от Бога дарование бесстрастия. Они сперва предались воздержанию и, подвизаясь, достигли наконец цели, которой желали. Впрочем, делающие так часто делают это лишь перед людьми, пребывая же наедине – в безмолвии, подвизаются в воздержании, вознаграждая в келлии лощением то, чего они лишили себя (малым) разрешением перед людьми.

Конец и Богу слава. Аминь.


Источник: Достопамятные сказания о жизни и подвижничестве святых и блаженных отцов. С. 148. Изд. 2-е, 1846 г.

Вам может быть интересно:

1. Житие святого Григория Великого святой Беда Достопочтенный

2. Об Иосифе святитель Амвросий Медиоланский

3. Предисловие к книге блаженного отца Нила Сорского преподобный Василий Поляномерульский

4. Краткое сказание о жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна пророка преподобный Никодим Святогорец

5. Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири преподобный Зосима (Верховский)

6. Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской святитель Афанасий Великий

7. Житие отцов святитель Григорий Турский

8. Слово на житие прп. Петра Афонского святитель Григорий Палама

9. Жизнь пленного монаха Малха преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

10. Житие Святого Григория Великого преподобный Симеон Метафраст

Комментарии для сайта Cackle