Аннотация Источник

Аннотация АВ

Сочинение прпп. Варсонофия Великого и  Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.

Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.

Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка  основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.

В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:

- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;

- покаяния и исповеди;

- молитвы и поста;

- послушания и смирения;

- духовного рассуждения;

- любви к Богу и ближнему;

- жизни в миру и монашеской жизни, и др.

Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.

Вопрос 240, того же к тому же великому старцу.

Скажи мне, отец мой, как посоветуешь поступать мне при малом моем служении, которое я прохожу? Поруганный бесами, как и всегда, я не могу благодушно переносить того, что имею не более одной одежды. Что ты ни повелишь мне – исполню, дабы быть помилованным. Богу известно, что я нахожусь в большом неустройстве и страстях. Помолись о мне, Господа ради, чтобы не разлучиться мне от недр ваших хотя в нынешнем веке, ибо стыжусь сказать – в будущем, по причине страстей моих.   

Ответ. Брат! Понуждение себя во всем и смирение приводят в преуспеяние, ибо апостол говорит так: «во всем скорбяще, но не стужающе си» (2Кор. 4:8). Когда и мы поручили авве наше вещественное стяжание и не удержали ничего в руках наших, то Бог знает и свидетель тому, что мы не сделали еще ничего такого, за что бы авва должен был благодарить нас, но скорее мы обязаны благодарить его, что он взял на себя бремя наше и тем избавил нас от забот. И апостол Петр сказал: «Повинитеся убо всякому человечу {начальству} Господа ради» (1Пет. 2:13), и Иаков сказал: «яко иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен» (Иак. 2:10). Посему-то и не должно никому иметь своей воли, а укорять себя; чрез что человек и получит милость Божию. Если же чрез посмеяние от диавола таковой возмечтает о себе, что он поступил хорошо, – потеряет все, что сделал. И так поступая, как поступал ты и прежде, смиренномудрствуй, говоря: «Прости меня, Господи, что я отяготил авву, возложив на него бремя мое». Господь Иисус Христос да спасет нас, аминь.


Источник: Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / [Публ. прп. Никодима Святогорца]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2013. - 669, [2] с. / Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна ответы на вопросы учеников. 33-664 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle