333. Беседа в день Благовещения Пресвятой Богородицы
(Говорена марта 25-го; напечатана в Твор. Св. От. 1857 г. и в собр. 1861 г.)
1857 год
Ныне предметом нашей мысли и слова, нашего размышления и созерцания, нашего благоговения и радости должно быть воплощение Сына Божия.
Что такое воплощение? – По воле и предопределению Бога Отца, Сын Божий, единосущный Отцу, сходит на землю, не оставляя неба; под осенением Святого Духа, Отцу и Сыну единосущного, входит во утробу Девы, предочищенную Духом (стихир. на Благовещ.) Святым; приемлет человеческую душу и тело, и соединяет с Собою в единое лице Богочеловека Иисуса Христа, сохраняя свойства и действия Божества и человечества неизменными в сем соединении: дабы таким образом родиться в нашу человеческую жизнь, пройти чрез ее степени и состояния и чрез самую смерть, и все человечество, грехом падшее и тяготеющее ко аду, но прилепляющееся к воплощенному соестественностию и верою, на раменах Божественной силы восподнять, и вознести выше, нежели откуда оно пало, – в небесное вечное царствие Божие.
Какое высокое и дивное домостроительство Божие! Какое глубокое и неисследимое таинство! Поистине достоит рещи со Апостолом: «велия есть благочестия тайна, Бог явися во плоти» (1Тим.3:16). Мысль пред безмерною высотою и глубиною таинства теряет крила. Созерцание изнемогает пред силою невидимого света, подобно как телесное око пред видимым солнцем. Слово немеет пред необъятностию созерцания.
Какой ум проникнет в «совет превечный», в недоступном для твари святилище Триипостасного Божества?
Какой слух вместит, в ответ на изволение Бога Отца, соизволительное слово Бога Слова, впрочем коснувшееся некогда слуха одного из Пророков: «се иду сотворити волю Твою, Боже» (Пс. 39:9; Евр.10:9)?
Как не поколебались и не сокрушились небеса схождением на землю Живущаго превыше небес, и небесами невместимого?
Как земля, «проклятая в делех» (Быт. 3:17) еще первого человека, и в течение многих веков оскверняемая грехами рода человеческого, не поядена огнем, при сошествии на нее Бога, Который «есть огнь поядаяй» нечистое (Евр.12:29)?
Как не опалена утроба Девы, «огнь Божества приемшая»?
Когда и как Дух Святый «предочистил» ее для сего, и возвел до чистоты, достойной непосредственного соприкосновения с чистотою Божества?
Как, превыше законов естества, родился в ней новый Адам, Который есть «Господь с небесе» (1Кор.15:45), и не возгнушался Господь с небесе облещись в зрак раба, в естественный образ ветхого Адама, который есть «персть от земли; в землю отходящая» (Быт. 2:7, 3:19)?
Удержим движение испытующих помышлений словом Премудраго: «высших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй; яже ти повеленна, сия разумевай» (Сир.3:21–22).
Можно ли горстью исчерпать море? – И если бы и возможно было сие; потому что море имеет пределы и меру глубины: то все не возможным оставалось бы – малым сосудом разума человеческого исчерпать бездну премудрости Божией, которой широта беспредельна и глубина безмерна. Посему, премудро и праведно возбранено нам дерзновение испытывать тайны Божии; а повелено чтить оные, и прилепляться к ним верою; и в вере положена для нас надежда блаженства: «блажени не видевшии, и веровавше» (Ин.20:29).
Итак, обымем простосердечною верою спасительное для нас таинство воплощения Сына Божия.
Смиренно возблагоговеем пред непостижимостию премудрости Божией и пред неисследимостию путей ее.
С благодарною радостию подивимся человеколюбию Божию, которое, когда средства и силы естества оскудевают, щедрою рукою сеет чудеса, чтобы произрастить плод спасения человека грешника, осужденного и погибающего.
«Господи Господь наш, яко чудно имя Твое», и дело Твое! «Что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его» (Пс.8:2, 5)? Даруй и нам помнить непрестанно Твое безмерное к нам милосердие, и, по мере нашей возможности, соответствовать оному нашею к Тебе любовию, милосердием к нашим ближним, деятельным исполнением воли Твоей святой, да сподобимся, наконец, быть вечными причастниками Твоей вечной благости в царствии Твоем небесном. Аминь.