Аннотация Источник

Аннотация АВ

Сочинение прпп. Варсонофия Великого и  Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.

Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.

Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка  основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.

В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:

- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;

- покаяния и исповеди;

- молитвы и поста;

- послушания и смирения;

- духовного рассуждения;

- любви к Богу и ближнему;

- жизни в миру и монашеской жизни, и др.

Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.

Вопрос 389, того же. В Писании сказано: «Искуси мя, Господи, и испытай мя» (Пс. 25:2), и еще: радуйтеся, «егда во искушения впадаете различна» (Иак. 1:2); а в другом месте: «не введи нас во искушение» (Лк. 11:4), Господи; и еще: «молитеся, да не внидете в напасть» (искушение) (Лк. 22:46). Кажется, что сии места противоречат одно другому, а потому и прошу тебя объяснить мне различие искушений.   

Ответ Варсонофия. Сказать: «Искуси мя, Господи, и испытай мя» может лишь такой человек, который подвизается и просит, чтобы чрез искушение, находящее по попущению Божию, дано было ему испытать себя, – сохранит ли он терпение в тесноте сего искушения. Терпение же, как сказано, ведет человека к искусству и прочим благам; и отсюда несомненно происходят радость и преуспеяние; ибо воля подвизающегося не содействует такому искушению, но более сопротивляется, и человек всячески понуждает себя к труду, чтобы не быть ему побеждену сим искушением. А сказать: «не введи нас во искушение», означает: не попусти нам быть искушенными от своей воли и своего хотения; потому что от падения в такое искушение происходит смерть, и о сем-то говорит Спаситель: «молитеся, да не внидете в напасть». Посему оный праведник и молится сугубою молитвою, прося, дабы ему быть искушенным, по попущению Божию, к испытанию ради спасения, и вместе прося, дабы не быть искушенным от своей воли и своего хотения в погибель душевную.


Источник: Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / [Публ. прп. Никодима Святогорца]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2013. - 669, [2] с. / Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна ответы на вопросы учеников. 33-664 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle