Источник

Вопрос 389, того же. В Писании сказано: «Искуси мя, Господи, и испытай мя» (Пс. 25:2), и еще: радуйтеся, «егда во искушения впадаете различна» (Иак. 1:2); а в другом месте: «не введи нас во искушение» (Лк. 11:4), Господи; и еще: «молитеся, да не внидете в напасть» (искушение) (Лк. 22:46). Кажется, что сии места противоречат одно другому, а потому и прошу тебя объяснить мне различие искушений.   

Ответ Варсонофия. Сказать: «Искуси мя, Господи, и испытай мя» может лишь такой человек, который подвизается и просит, чтобы чрез искушение, находящее по попущению Божию, дано было ему испытать себя, – сохранит ли он терпение в тесноте сего искушения. Терпение же, как сказано, ведет человека к искусству и прочим благам; и отсюда несомненно происходят радость и преуспеяние; ибо воля подвизающегося не содействует такому искушению, но более сопротивляется, и человек всячески понуждает себя к труду, чтобы не быть ему побеждену сим искушением. А сказать: «не введи нас во искушение», означает: не попусти нам быть искушенными от своей воли и своего хотения; потому что от падения в такое искушение происходит смерть, и о сем-то говорит Спаситель: «молитеся, да не внидете в напасть». Посему оный праведник и молится сугубою молитвою, прося, дабы ему быть искушенным, по попущению Божию, к испытанию ради спасения, и вместе прося, дабы не быть искушенным от своей воли и своего хотения в погибель душевную.


Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников : Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998. - XXX, 496, 64 с. ISBN 5-7533-0074-X

Комментарии для сайта Cackle