Аннотация Источник

Аннотация АВ

Сочинение прпп. Варсонофия Великого и  Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.

Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.

Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка  основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.

В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:

- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;

- покаяния и исповеди;

- молитвы и поста;

- послушания и смирения;

- духовного рассуждения;

- любви к Богу и ближнему;

- жизни в миру и монашеской жизни, и др.

Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.

Вопрос 401, того же. Как может кто-либо достодолжно благодарить Бога?   

Ответ. Когда люди, ничего не значащие (создания), прощают кого-либо совершенно или избавляют его от великих скорбей и такой благодарит их и объявляет об этом благодеянии всем, то тем более мы, которые всегда пользуемся благодеяниями Божиими, – какими устами можем возблагодарить Того, Который сперва создал нас, потом даровал нам помощь на сопротивного, – сердечный разум, телесное здравие, свет очей, дыхание жизни и, что всего важнее, (даровал нам) покаяние, и Тело и Кровь Свою во оставление грехов и к утверждению сердца? Ибо (говорит Писание) «хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103:15). И если кто думает, что это сказано о чувственном хлебе, то как же Сам Дух говорит, что «не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих» (Мф. 4:4)? Если люди воздают и благодарят за чувственные и тленные вещи, то чем можем мы воздать Распявшемуся за нас? Дабы воздать Ему, мы должны до самой смерти претерпевать (все) Его ради. Итак, не трудись, желая постигнуть (в чем состоит) достодолжное благодарение Богу от людей, особенно же грешных, ибо Он умер за них. Если человек будет посажен за тебя в темницу, то не захочешь ли ты возблагодарить его свыше сил своих? А тем более (обязан ты возблагодарить) Умершего за тебя. Знай же, что мы никогда не достигнем того, чтобы по достоинству благодарить Его; однако будем приносить Ему посильное благодарение устами и сердцем, и Он по человеколюбию Своему может сравнить оное с двумя лептами (евангельской вдовицы). Сие говорится о грешных; ибо праведные, будучи усекаемы и умерщвляемы, лишь более благодарят по слову апостола Павла: «О всем благодарите» (1Фес. 5:18), – то есть Бога. Тому слава во веки, аминь.


Источник: Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / [Публ. прп. Никодима Святогорца]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2013. - 669, [2] с. / Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна ответы на вопросы учеников. 33-664 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle