12. Об искоренении страстей

Христиане! Кто из нас не знает вредного влияния страстей? Кто из нас не испытал их силы? Что же такое наши страсти, которые губят многих навеки, сводят многих в могилу, доводят до ада, и как они образуются? Знать свойство страстей и их происхождение нам необходимо, чтобы употребить верное средство для их искоренения. Страстью называется всякое желание, действующее во вред тела и души – на погибель человеку, – желание сильное, непреодолимое, требующее непременно удовлетворения. Это желание так сильно, что когда явится в человеке, то он не может бороться с ним, не может хладнокровно обсудить: можно ли, следует ли сделать то, к чему влечет его страсть, а спешит удовлетворить своему желанию. Так, явилось желание – воспользоваться чужой вещью: когда желание являлось часто и не редко удовлетворялось, человек, не смотря на незаконность этого желания, решается исполнить свое желание – идет воровать. Явилось желание повеселиться, побезобразничать, человек удовлетворяет этому желанию. Вообще всякое желание, с которым не может совладать человек, называется страстью. Как же образуются страсти? Страсти не рождаются с нами, а образуются с течением времени. У человека есть потребность есть, пить... Потребность есть, самая законная, может обратиться в страсть, когда человек постоянно о еде заботится: точно также и каждая потребность самая законная может обратиться в страсть. Очевидно, в начале легко искоренить страсть, но, когда она вкоренится от повторения и от времени, тогда трудно, очень трудно ее уничтожить. Так, когда деревце еще мало и недавно посажено, тогда легко вырвать его; а если большое выросло, то трудно вырвать его, потому, что оно пустило многие и глубокие корни. Таковы-то и страсти наши. Если кто недавно еще стал пить, то он легко и может отвыкнуть: недавно стал лихословить, завидовать, гневаться, – не трудно и отстать от незаконных привычек. А если год и два и несколько лет грешишь, о! как трудно тогда искоренить страсть, потому именно, что она обращается в природу: станешь искоренять страсть – повредишь и свою природу, свое здоровье, свое тело. Вот почему бывает, что если человеку пьющему запоем не дашь выпить в те дни, в которые ему сильно хочется пить, он умирает. Так и всякая страсть запущенная, будучи искореняема, может погубить человека. Поэтому всячески старайся преждевременно искоренять в себе всякую страсть. Иной говорит: «да у меня только одна страсть не более»; но страсти то же, что многоглавые змеи, – одна другую рождает. Впрочем страсть, как страсть и одна гибельна для человека, и одна может вовлечь его в геенну. Имей человек и много добродетелей, но если он имеет в себе хотя одну страсть – она и одна навеки погубит его. Слон – какое огромное животное? но если ногой попадет в петлю, его убивают. Сколь ни большой бывает орел, но когда он бросается на добычу; то, если и одним ногтем зацепится за тенету, за петлю ловца, его легко убивают. Тоже бывает и с человеком, если он питает в себе какую бы то ни было страсть, – она его погубит. Да и одна страсть оскорбительна для Бога и разрушительна для души и тела; ибо, если диавол за одну гордость погиб навеки, Ева и Адам за одно вкушение запрещенного плода, и притом они только один раз согрешили, – что же думаешь о себе ты, который говоришь, – что без такой-то страсти жить не можешь ты, который грешишь давно, грешишь часто? Ты успокаиваешься тем, что Бог столько долготерпелив, что и доселе не погубил тебя? Но уверяю тебя, что душа твоя давно умерла; ты только имя имеешь, что ты жив, – ты давно мертв душой. А что ты телом еще жив и здоров – это одна тень твоя. Иное дерево долго еще стоит, и ветви зеленые на нем вырастают; а оно внутри пустое. Тело на время разрушается, а душа навеки умирает; ибо две смерти – одна временная, а другая вечная, как и две жизни – настоящая и будущая. О! бойтесь христиане и одной страсти.

Господи! помози нам искоренить в себе страсть, пока мы живем на земле. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle