Библиотеке требуются волонтёры

протоиерей Василий Бандаков

12. Об искоренении страстей

Христиане! Кто из нас не знает вредного влияния страстей? Кто из нас не испытал их силы? Что же такое наши страсти, которые губят многих навеки, сводят многих в могилу, доводят до ада, и как они образуются? Знать свойство страстей и их происхождение нам необходимо, чтобы употребить верное средство для их искоренения. Страстью называется всякое желание, действующее во вред тела и души – на погибель человеку, – желание сильное, непреодолимое, требующее непременно удовлетворения. Это желание так сильно, что когда явится в человеке, то он не может бороться с ним, не может хладнокровно обсудить: можно ли, следует ли сделать то, к чему влечет его страсть, а спешит удовлетворить своему желанию. Так, явилось желание – воспользоваться чужой вещью: когда желание являлось часто и не редко удовлетворялось, человек, не смотря на незаконность этого желания, решается исполнить свое желание – идет воровать. Явилось желание повеселиться, побезобразничать, человек удовлетворяет этому желанию. Вообще всякое желание, с которым не может совладать человек, называется страстью. Как же образуются страсти? Страсти не рождаются с нами, а образуются с течением времени. У человека есть потребность есть, пить... Потребность есть, самая законная, может обратиться в страсть, когда человек постоянно о еде заботится: точно также и каждая потребность самая законная может обратиться в страсть. Очевидно, в начале легко искоренить страсть, но, когда она вкоренится от повторения и от времени, тогда трудно, очень трудно ее уничтожить. Так, когда деревце еще мало и недавно посажено, тогда легко вырвать его; а если большое выросло, то трудно вырвать его, потому, что оно пустило многие и глубокие корни. Таковы-то и страсти наши. Если кто недавно еще стал пить, то он легко и может отвыкнуть: недавно стал лихословить, завидовать, гневаться, – не трудно и отстать от незаконных привычек. А если год и два и несколько лет грешишь, о! как трудно тогда искоренить страсть, потому именно, что она обращается в природу: станешь искоренять страсть – повредишь и свою природу, свое здоровье, свое тело. Вот почему бывает, что если человеку пьющему запоем не дашь выпить в те дни, в которые ему сильно хочется пить, он умирает. Так и всякая страсть запущенная, будучи искореняема, может погубить человека. Поэтому всячески старайся преждевременно искоренять в себе всякую страсть. Иной говорит: «да у меня только одна страсть не более»; но страсти то же, что многоглавые змеи, – одна другую рождает. Впрочем страсть, как страсть и одна гибельна для человека, и одна может вовлечь его в геенну. Имей человек и много добродетелей, но если он имеет в себе хотя одну страсть – она и одна навеки погубит его. Слон – какое огромное животное? но если ногой попадет в петлю, его убивают. Сколь ни большой бывает орел, но когда он бросается на добычу; то, если и одним ногтем зацепится за тенету, за петлю ловца, его легко убивают. Тоже бывает и с человеком, если он питает в себе какую бы то ни было страсть, – она его погубит. Да и одна страсть оскорбительна для Бога и разрушительна для души и тела; ибо, если диавол за одну гордость погиб навеки, Ева и Адам за одно вкушение запрещенного плода, и притом они только один раз согрешили, – что же думаешь о себе ты, который говоришь, – что без такой-то страсти жить не можешь ты, который грешишь давно, грешишь часто? Ты успокаиваешься тем, что Бог столько долготерпелив, что и доселе не погубил тебя? Но уверяю тебя, что душа твоя давно умерла; ты только имя имеешь, что ты жив, – ты давно мертв душой. А что ты телом еще жив и здоров – это одна тень твоя. Иное дерево долго еще стоит, и ветви зеленые на нем вырастают; а оно внутри пустое. Тело на время разрушается, а душа навеки умирает; ибо две смерти – одна временная, а другая вечная, как и две жизни – настоящая и будущая. О! бойтесь христиане и одной страсти.

Господи! помози нам искоренить в себе страсть, пока мы живем на земле. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle