Аннотация Источник

Аннотация АВ

Сочинение прпп. Варсонофия Великого и  Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.

Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.

Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка  основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.

В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:

- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;

- покаяния и исповеди;

- молитвы и поста;

- послушания и смирения;

- духовного рассуждения;

- любви к Богу и ближнему;

- жизни в миру и монашеской жизни, и др.

Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.

Вопрос 486. Некогда один из старцев жил в том общежитии, в котором были сии святые старцы. И когда служащий ему брат вопрошал его, что ему приготовить для трапезы, он отвечал с гневом: «Что хочешь, то и приготовь», а брат скорбел о сем, не зная, что делать. (Другие же) спросили великого старца: xopoшо ли (тот отец) поступает, отвечая таким образом, или нет?   

И он отвечал. Мне не следует никого осуждать, ибо «кийждо бо свое бремя понесет» (Гал. 6:5); но, как мне кажется, подобный ответ наносит скорбь ближнему, хотя бы (старец) поступал так и для обучения брата (в терпении), но он должен сказать ему со смирением: «По состоянию моего естества мне нужна теперь такая-то пища». Пусть брат нехорошо ее приготовит, но и тогда старец должен быть ему благодарен, ибо он хотя и худо, а служит ему. Если же брат хорошо или худо исполняет оное дело, а старец гневается на него, это хуже всех страстей; такой гневается неразумно, и это не есть рассуждение по Богу, а скорее действие диавольское. Однако служащий брат должен переносить сие с терпением, потому что кто снисходит брату своему по страху Божию, на том почивает Дух Божий.


Источник: Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / [Публ. прп. Никодима Святогорца]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2013. - 669, [2] с. / Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна ответы на вопросы учеников. 33-664 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle