Сочинение прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.
Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.
Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.
В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:
- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;
- покаяния и исповеди;
- молитвы и поста;
- послушания и смирения;
- духовного рассуждения;
- любви к Богу и ближнему;
- жизни в миру и монашеской жизни, и др.
Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.
Вопрос 487. Тот же старец, когда его почитали, и авва и братия того общежития угождали ему, по страху Божию, не понимал сего, но как бы утесняемый и не получавший должных услуг, тайно удалился оттуда. Они же, узнавши потом, где он живет, хотели пойти и упросить его возвратиться к ним, ибо слышали, что он скорбит. И вопросили о сем того же великого старца, приводя и слово апостольское: «да не како многою скорбию пожерт будет таковый» (2Кор. 2:7).
Ответ. Апостол сказал сие потому, что предал оного (коринфянина) сатане, и тот имел причину скорбеть, как отлученный апостолом; потому-то, видя его раскаяние, и сказал: «утвердите к нему любовь» (2Кор. 2:8). Если и вы сознаете, что вы изгнали того старца, то должны пойти и сделать ему поклон, (прося) чтобы он возвратился. Если же он ушел по своей воле, то хотя вы и пойдете к нему, Бога ради, самооправдание его усилится; ибо он тогда будет иметь такое расположение сердца, что будто снова возвращается на скорбь; и как скоро встретится с ним что-нибудь (неприятное), всегда будет говорить: «я был вдали, а меня принудили возвратиться». Оставьте его лучше, пусть помыслы сокрушат его несколько и он раскается, что ушел отсюда, ибо хотя он и утеснится телом, но дух его получит пользу, потому что гордость и самооправдание отступят от него, когда он увидит себя во многих скорбях. Тогда вспомнит он покой, который имел в общежитии, и возвратится со смирением и чувством благодарности вместо неблагодарности.