Сочинение прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.
Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.
Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.
В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:
- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;
- покаяния и исповеди;
- молитвы и поста;
- послушания и смирения;
- духовного рассуждения;
- любви к Богу и ближнему;
- жизни в миру и монашеской жизни, и др.
Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.
Вопрос 547. Братия, вышедши из одного общежития, купили себе келлии в тех местах, в которых было сие общежитие, без совета аввы оного107. Оскорбясь на них, как на нарушителей порядка, авва Серид хотел изгнать их оттуда, они же стали противоречить ему. (Тогда) тот же старец был вопрошен: хорошо ли поступили те братия, и как должно было поступить?
Ответ. Везде находим (примеры) того, что прекословие губило многих людей, как и Дафана, и Авирона, сопротивлявшихся Моисею, и (вообще) оно есть худой признак. Если (те братия) не побоялись своего аввы, то кого они постыдятся? А когда кто не стыдится – это есть знак возмущения помысла, а возмущение сие происходит по внушению диавольскому; ибо прежде всех взбунтовался диавол, и делающие то же самое бывают его чадами. И какие последствия вышли из сего? Такие совершенно удалили себя от смирения, затыкая уши свои, чтобы не услышать Сказавшего: «Егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий» (Мф. 10:23), и «хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу» (Мф. 5:40); они же покорились злу, а злое не рождает ничего доброго; ибо сказано (в Писании): «не может... древо зло плоды добры творити» (Мф. 7:18). В преступлении своем они попрали и чин святых отцов; ибо отцы говорят: если пойдешь куда-нибудь с тем, чтобы поселиться там, то прежде спроси, кого следует, чтобы кто-либо не оскорбился твоим поселением там. И если отцы заповедуют так относительно других, то тем более (должно соблюдать сие) там, где бывает скорбь игумену чрез такого человека. Конец же оного дела должен быть таков: пусть они, как согрешившие, пригласят других и попросят авву своего простить их и не воздать им зла за зло, а сей (последний) пусть простит их; ибо в Писании сказано: «Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити» (Рим. 15:1). И Господь говорит: «аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). И еще: «Будете убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48). Таким образом Бог прославится чрез обращение того в назидание многих.
* * *
Серида.