Сочинение прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.
Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.
Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.
В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:
- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;
- покаяния и исповеди;
- молитвы и поста;
- послушания и смирения;
- духовного рассуждения;
- любви к Богу и ближнему;
- жизни в миру и монашеской жизни, и др.
Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.
Вопрос 749. Если хочу войти туда, где хранятся мощи святых мучеников, или в церковь – войти ли и (ограничиться только) поклонением жертвеннику или святым мощам, или и причаститься там Святых Тайн, и не послужит ли это в отягощение (совести)?
Ответ. Войти и поклониться не послужит в отягощение; приобщаться же надлежит вместе со всеми людьми. Остерегайся того, чтобы не входить приобщаться в алтарь ради чести. Но если, по повелению священника, туда будешь позван, то попроси его раз и два (оставить тебя вместе с другими), и если он настаивает, то окажи послушание: он знает, что делает; и когда последует за сим отягощение (совести), то оно вменится ему. (Притом) внимай себе, чтобы в тебе не возникло от сего тщеславие, но войди, осуждая себя, как недостойного, ибо это действительно так и есть126.
* * *
По 69 правилу Шестого Вселенского Собора.