Сочинение прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.
Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.
Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.
В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:
- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;
- покаяния и исповеди;
- молитвы и поста;
- послушания и смирения;
- духовного рассуждения;
- любви к Богу и ближнему;
- жизни в миру и монашеской жизни, и др.
Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.
Вопрос 822. Один монах из схоластиков домогался быть рукоположенным в сан пресвитера, в церкви Святого града Иерусалима, и, увлекшись ходатайством некоторых, епископ рукоположил его в диакона, во внимание того, что он схоластик; потом был упрашиваем рукоположить его и в пресвитера. Но раскаявшись в бывшем, послал вопросить того же старца: хорошо ли он сделал, что поставил его в диакона, и должно ли его рукоположить во пресвитера.
Ответ. Старец сказал: что сделано, – тому так и быть. Не печалься о сем, ибо Бог силен по воле Своей привести брата в познание истины. Но остерегись сделать его пресвитером в настоящее время. Когда он покажет плоды, достойные дела сего, тогда Бог известит (тебя) о нем, ибо Он недалеко от нас (см. Деян. 17:27). Ты не должен обращать внимания на имя схоластика или на одну только мирскую премудрость, ибо если человек не имеет данной свыше духовной премудрости, то бесполезна ему первая; если же имеет ту и другую, то таковой блажен. Писание говорит: «всяк книжник, научивыйся Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая» (Мф. 13:52). Берегись же, чтобы не колебаться «всяким ветром» (Еф. 4:14). «Тлят обычаи благи беседы злы» (1Кор. 15:33).
