Источник

III. Духовные стихотворения

На пути469 (Оптина пустынь)

Мiрской ярем нося и скорбный совершая

Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,

Сподобился я видеть отблеск Рая.

И много сил в мою истерзанную грудь,

Исполненную мук печали и сомненья,

Вдохнуло то блаженное виденье.

Раб суетного мiра, верный исполнитель

Его уставов тяжких, иноков обитель

Я, Промыслом ведомый, посетил;

И много чудных, светлых вдохновений

И новых чувств в ней сердцем пережил,

Безгрешных радостей и дивных впечатлений.

Обитель мира, светлых упований.

Святых молитв, небесных созерцаний,

Духовных подвигов, спасительных трудов!

Хранит тебя Зиждительная Сила;

Любовию Она тебя приосенила

И над тобой простёрла Свой покров.

Насельники твои – то люди не от мiра;

Стеклись они сюда на вещий Божий зов,

В смиренье облачась как в царскую порфиру.

Смиренно мудрствуя, о горнем помышляя,

В терпеньи ждут они блаженного конца.

На Господа всем сердцем уповая.

Да удостоятся победного венца,

И за труды свои, и скорби, и лишенья

Получат жизнь в блаженном Воскресеньи.

Блаженный край, блаженная страна,

Что иноков смиренных приютила,

И место им средь пажитей дала.

В годины скорбные не раз её спасла

Молитв обители божественная сила.

Веков над нею пронеслась чреда;

Сменялись вкруг неё людские поколенья,

И много бед постигло Божиим веленьем,

Но не оставили они на ней следа.

Богохранимая, из пепла разрушенья,

Как древний феникс, возрождалася она.

Житейская ей буря не страшна,

Ни молнии её, ни грозовые тучи.

Незыблемо стоит она средь волн,

Как вековой утёс, и грозный, и могучий.

И тот, кто изнемог и утопает.

Борясь с волной, пусть якорь здесь бросает

И жизненный сюда направит чёлн.

Наследие веков, сосновый тёмный бор

По сторонам её раскинулся дремучий;

В том тишина, безмолвию простор.

Свобода полная для чувств святых и дум;

Лишь слышен там порой деревьев шум.

Когда вершины их колеблет ветр летучий.

Ясней здесь небеса и чище их лазурь.

Здесь пристань тихая от всех житейских бурь

Для тех, что жаждут вечного спасенья.

Кто грех сознавши свой и полный сокрушенья

Пред Господом стоит с поникшею главой

И с Ним всецело ищет примиренья;

Кто жаждет новой жизни, возрожденья,

В ком не иссяк родник воды живой;

Кто веры не утратил в христианский идеал

И творческую мощь его начал,

Не изнемог под бременем скорбей, и слуха

От гласа истины святой не отвратил,

И лучших дум и чувств навек не схоронил;

Кто всей душой тоскующей сознал.

Что жизнь есть суета, томленье духа;

Кто, как пришлец в земле чужой,

Обрёк себя на скорби и лишенья –

Все здесь найдут они упокоенье

И радость светлую, душевный мир святой.

Из плена тяжкого страстей освобожденье.

Блажен, кто крест здесь понесёт в терпенье:

Он обновится весь и сердцем, и умом;

Все его думы будут об одном –

Стяжать за гробом вечное спасенье.

И всей душой возлюбит он Христа,

И радостью исполнятся его и сердце, и уста,

И он постигнет, полный изумленья.

Что есть иные, высшие стремленья,

Иная есть любовь, иная красота:

Что жизнь духовная есть область идеала

И бытия иного – вечного – начало.

Есть первый его звук, начальная черта...

Молитва Иисусова470

Её начало – тесный путь.

Душе тревожной негде отдохнуть:

Болезни и труды, великие страданья,

Смущений вихрь, презренье, порицанье

Подвижника встречают; видит он,

Как скорби восстают со всех сторон,

И он стоит, исполненный сомнений.

Тревожных тяжких дум, недоумений.

Томлением объятый и тоской.

Неведомы ему ни радость, ни покой,

И помощи не ждёт он ниоткуда.

Как только от Спасителя Христа.

А злобные враги кричат ему отвсюду:

«Уа! Да снидет со креста!»

Мой друг о Господе! Дерзай!

Не прекращай великой, тяжкой битвы,

И поле бранное отнюдь не покидай –

Не оставляй Божественной молитвы!

Пребуди в подвиге до смерти, до конца:

Победа ждёт тебя, духовного борца.

Души твоей да не смятутся кости471,

Да не колеблются её твердыни и столпы,

Когда приступят к ней злокозненные гости –

Бесовских помыслов несметные толпы.

Всемощным именем Господним их рази;

Гонимы Им, рассеются врази!

Покрывшись мудрости исполненным смиреньем,

Сей ризою нетленной Божества,

Невидимым врагам душевного спасенья

Не доставляй победы торжества!

Безропотно терпи обиды и гоненья.

Не оставляй прискорбного пути –

Духовных благ священного залога,

Живи для вечности, для Бога –

Единой истинной и вечной красоты,

Всю жизнь Ему всецело посвяти.

Откинув ложные надежды и мечты,

Мужайся в подвиге суровом

И узришь жизнь во свете новом.

И час пробьёт, настанет время.

Духовная твоя умолкнет брань –

Страстям невольная мучительная дань;

И с радостию ты поднимешь бремя

Напастей, бед, гонений и скорбей.

В душе твоей, свободной от страстей.

Исчезнут тяжкие сомненья и тревога,

И свет духовный воссияет в ней –

Наследнице Небесного Чертога.

Мир чудный водворится – Рай,

И с Господом её свершится единенье.

Исчезнет без следа твоя печаль

И ты увидишь, полный изумленья,

Иной страны сияющую даль –

Страны живых, страны обетованья –

Грядущего за подвиг воздаянья.

Желаний твоих край...

Величие Богоматери

(К празднованию дня Собора Богоматери – 26 декабря)

Весь объятый изумленьем

Пред величием творенья,

Полн глубоких дум,

Жаждет полного познанья

Таин вечных мiрозданья

Наш пытливый ум.

Зрит он солнца и планеты

И следит пути кометы,

Зрит небес покров.

Несчётные громады

Мириады, мириады,

Бездны звёзд-мiров!

И, исполненный сомнений,

Вековых недоумений,

Задаёт вопрос:

Для кого сей необъятный,

Полон тайны непонятной,

Сотворён колосс?

Те безбрежные пучины

Есть начало, иль кончина

И предел, и грань.

Что премудро возродила

К жизни творческая сила,

Зиждущая длань?

Цель какая сих созданий,

Что числа им и названий,

И пределов нет?

Жизнь там творческая дышит

Или смерть царит? И слышит

Библии ответ:

Этот мiр в начале века

Сотворён для человека –

Так судил Творец!

Но со дня грехопаденья

Снят с него за преступленье

Царственный венец.

Но иной есть мiр у Бога,

Превосходнее он много

Видимых мiров.

Беспредельный и безмолвный,

Непостижных таин полный

Мiр святых духов.

В нём есть также мириады,

Светоносные громады,

Солнца там горят!

Бога высшие творенья –

Все они Его веленье

С трепетом творят.

И над этим царством света,

Царством мира и привета,

Царством чудных сил

Бог вознёс Отроковицу,

И навеки, как Царице,

Царство то вручил.

И облёк её в порфиру.

Превознёс превыше мiра

Ангельских умов.

И нам, падшим и гонимым.

От мятежных сил боримым.

Даровал в покров!

Помню годы я былые –

Годы детства золотые;

Горе и печаль

Не изведаны мной были;

Люди счастье мне сулили,

А мечты вперёд манили

В радужную даль.

Помню город я далёкий,

Древний кремль его высокий,

Помню чудный храм.

Есть икона в нём святая,

На ней риза золотая,

И пред ней, благоухая.

Вьётся фимиам.

И пред ликом свет лампады...

Помню, как, ища отрады,

Я пред ней стоял...

И мечты, и упованья.

Свои скорби и страданья.

Сердца жаркие желанья

Ей тогда вверял.

Как на лик Её чудесный,

Полный кротости небесной,

Устремлял я взор.

Как, смирясь пред горькой долей,

Я предался Божией воле...

Много лет, как ветер в поле,

Пронеслось с тех пор.

Помню храма звон пустынный

И молитв напев старинный.

Сладкозвучный хор;

Сумрак сводов, колоннаду.

Фрески, купола громаду,

И – души моей усладу –

Иноков собор.

О, Заступница благая!

Зришь Ты, Дева Пресвятая,

Скорбь моей души.

Даруй слёзы умиленья,

Сердцу – чувство сокрушенья

И страстей моих волненье.

Бурю утиши.

Даруй силу обновленья,

Целомудрие, терпенье.

Даруй сердцу мир.

Потреби державной силой

Ты в душе моей унылой,

Страстной, злой, самолюбивой

Гордости кумир.

Испроси грехов прощенье

И с Всевышним примиренье.

Милостью покрой.

Да, храня Его уставы,

Совершаю путь я правый;

Со святыми в Царстве Славы,

В лике их устрой!..

Оптина Пустынь

Цветок

(На могилу профессора В.В. Б.)472

И дам тебе венец жизни.

Откр. 2:10

Великих мыслей высота

И чувств духовных красота

К нему сердца люден стремила.

Но близился последний час.

Сражённый смертью, он угас,

И мощь великая почила.

Угас! Но радость упований,

И свет стремлений и желаний,

И правота его деяний

Пребудут в памяти у нас!

Мудрец! он жил без колебаний

И твёрдой шествовал стопой

К чертогам истины святой.

В сем мiре зла и треволнений

Он тщетной славы не искал;

Духовной пищи он алкал –

Святых небесных утешений!

Он мудрость высшую стяжал, –

Святую мудрость, – не от мiра;

Питая нищего и сира,

Он малых сих не отвергал;

Не собирал сребра и злата

И недруга любил как брата.

Всегда и действенно, и ново

Огнём дышало его слово.

В душах уснувших пробуждал

Он свет Божественных начал,

И к благу высшему стремленья,

И мощной силой вдохновенья

Их возносил от суеты

К подножью вечной красоты!

Исполнен радости высокой,

В веках минувших он следил

Пути премудрости глубокой

И вдохновенно говорил:

«От основанья и доныне

Стоит в сей жизненной пустыне

Христова Церковь как скала.

Как неприступная твердыня

Среди пучины бед и зла!

В ней нет ни скверны, ни порока;

Всегда Недремлющее Око

Хранит её от тёмных сил.

В ней дух Божественный почил,

И, попирая главу змия.

Пребудет в век она чиста.

В ней слава, мудрость, красота!

И сокрушатся в прах пред нею,

Сотрутся адовы врата!»

Свершая подвиг многотрудный

По мере Богом данных сил.

Он вечной истине служил

Всем строем жизни досточудной.

Всем сердцем возлюбив Христа

И свято чтя Его уставы.

Не пал под тяжестью креста!

Помолимся, чтоб у Творца,

За благодатный путь и правый,

Он удостоился венца,

Как исповедник, – в Царстве Славы!

1889 г.

Памяти в Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха о. Амвросия

Блаженны рабы те, которых господин,

пришедши, найдёт бодрствующими.

Лк. 12:37

Блажен, кто, путь свершая тесный.

Кумирам тленным не служил,

В чьём чистом сердце Царь Небесный

Себе обитель сотворил.

Блажен, кто страсти победил

И чужд был суетных стремлений.

Кто средь житейских треволнений

Свой крест безропотно носил,

И был утешитель скорбящим,

И перед мiром, в зле лежащим,

Как раб колен не преклонил!

Кто чужд был злобы и гордыни,

Смиренномудрие стяжал,

И Вечной Жизни, и святыни,

И высших подвигов искал

Как светоносной благостыни;

Кто всей душой своей сознал

Тщету и ложь плотской отрады,

И, невзирая на преграды

И обольщенья тёмных сил.

Как странник и пришелец жил

Средь слепотствующего мiра.

Чуждался жизненного пира

И тучных брашен не вкусил.

Блажен, кто с юности презрел

Сей мiр и суетный, и ложный

С его гордынею тревожной

И всей пустыней его дел;

Кто к Богу ревностью горел

И жаждал вечного спасенья;

Не ведал злобы и сомненья

И под покровом вышних сил,

И полный светлых упований,

Без малодушных колебаний

В обитель иноком вступил...

Блажен, кто веру сохранил

В своё высокое призванье!

Кому за подвиг в воздаянье

Всевышний быть определил

Начатком будущих созданий,

И как наследнику Небес

Послал дар веденья высокий

Своей премудрости глубокой,

Своих таинственных чудес!

Блажен, кто среди бед и зол

Соблюл евангельский глагол,

И плоть распял с её страстями,

И свергнул беззаконий гнёт,

И к свету вечному идёт

Непреткновенными ногами.

И, чуждый дольней суеты.

Стремится в вечную обитель, –

Обитель вечной красоты.

Где в славе царствует Спаситель

С Отцом и Духом, и пред Ними

Поют немолчно Херувимы,

И с ними лики Горних Сил

Невечереющих светил!

Памяти старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха о. Анатолия

(Преемника и носителя старческих заветов после кончины старца иеросхимонаха о. Амвросия)

† 25 января 1894 г.

Он как Ангел небесный служил,

Полный веры, пред Господом Сил,

Как светильник сияя средь нас!

Все мы помним торжественный час.

Когда в схиму его облачили

И с слезами во гроб положили,

И почтили молитвенно память его,

Песнь воспевши над ним погребальную, –

Песнь святую и грустно-прощальную:

«Упокой, Христе, душу раба Твоего

Со святыми, где нет воздыхания.

Ни болезни, ни гласа стенания.

Но единая царствует вечная

Всеблаженная жизнь бесконечная!»

О, возлюбленный Авва, родной!

Верим мы, что чистой душой,

Совершивши путь истины правый.

Предстоишь ты пред Господом Славы

В вечном свете Небесных обителей!

В лике Его верных служителей!

Нас, истомлённых душевной борьбой,

Помяни ты в молитве святой!

1895 г.

Осень

Ветер, дождь и холод,

И мятеж души и голод,

И былого думы и мечты

Как с деревьев спадшие листы...

Грустна эта жизнь земная!

Но за нею есть другая –

Область вечного блаженства, рая,

Царство невечерней красоты.

1902 г.

На богомолье

(Ко дню открытия мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, 19 июля 1903 г.)

Как в древности жезлом пророка Моисея

Господь творил в Египте чудеса,

И чрез святые кости Елисея

Воздвигнул к жизни мертвеца,

И воду источил из камени в пустыне, –

Так благодатию Всевышнего Творца

Его избранников святые телеса

И кости их чудотворят доныне

Во всём величии их силы и святыни.

Да смолкнут же безумных голоса.

Глаголющих на истину гордыню,

Отвергшихся от Господа Христа, –

Да заградятся их уста.

1903 г.

Желание

Жаждай да грядет ко Мне и да пиет473

Давно в душе моей желание таится –

Все связи с мiром суетным прервать,

Иную жизнь – жизнь подвига начать:

В обитель иноков навеки удалиться,

Где мог бы я и плакать, и молиться!

Избегнувши среды мятежной и суровой,

Безропотно нести там скорби и труды

И жажду утолять духовной жизни новой,

Раскаянья принесть достойные плоды,

И мужественно встать в победные ряды

Великой рати воинства Христова.

1903 г.

Святитель Феодосий

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,

был еси светило своему стаду...

(Тропарь св. Феодосию Черниговскому,

чудотворцу)

В часы тревожного и смутного волненья

Встаёт в моей душе по временам

Как дивный звук святого песнопенья

Блаженное и чудное виденье.

Я вижу город и старинный храм,

И тополи вокруг него густые.

Сияющий алтарь, лампады золотые,

Ряды святых икон, молящийся народ,

Святителя с слезами умиленья

Свершающего дивное служенье,

И купола, над ними – звёздный свод,

И чувств молитвенных исполненные лица...

Торжественно там высится гробница;

Духовный исполин и воин Божьей рати.

Исполненный даров небесной благодати,

Почиет Феодосий в ней святой –

Безмездный врач и немощных целитель,

Скорбящих, плачущих духовный утешитель.

Могучий страж страны своей родной –

И хор певцов гремит ему хвалой!..

* * *

Страна чудес, о Русь моя святая!

Иноплеменников теснят тебя толпы

И силятся занять твои стопы...

Но ты идёшь, страна моя родная,

Вперёд с надеждою на Господа Христа,

Смиренно преклонясь под тяжестью креста.

Храня Его святые повеленья.

Из рода в род пребуди им верна.

В тебе таится сила возрожденья

Народов мiра. К свету Воскресенья

И в Царство Жизни, радости полна,

Ты поведёшь их мощною десницей,

И плод духовный возрастишь сторицей,

Блаженная, счастливая страна!..

Весна

Ещё покрыты белой пеленой

Поля; стоит безмолвно лес

В своём серебряном уборе.

Но всюду веет силой творческой – весной,

И ярче и светлее свод небес,

И тонет взор в его просторе.

Когда ж, о Господи, в моей душе больной.

Немоществующей, унылой и скорбящей

Повеет Святый Дух животворящий

Ликующей духовною весной?..

Возрождение

Давно, в дни юности минувшей,

Во мне горел огонь святой.

Тогда души моей покой

Был безмятежен, и живущий

В ней Дух невидимо хранил

Её от злобы и сомненья.

От пустоты, тоски, томленья.

И силой чудною живил.

Но жизнью я увлёкся шумной;

Свою невинность, красоту,

И светлый мир, и чистоту

Не мог я сохранить, безумный!

И вихрем страстных увлечений

Охваченный, я погибал...

Но снова к Богу я воззвал

С слезами горьких сожалений,

И Он приник к моим стенаньям

И мира Ангела послал,

И к жизни чудной вновь призвал,

И исцелил мои страданья.

* * *

469

 При жизни Старец печатал свои стихотворения под псевдонимом «Странник».

470

 Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Леств. Сл. 21, гл. 7). Учение святых Отцов о молитве Иисусовой изложено особенно подробно епископом Игнатием (Соч. еп. Игнатия. СПб., 1889. Изд. Тузова). Также еп. Феофаном Затворником (Письма о духовной жизни. М. 1882) и старцем Оптиной Пустыни иеросхимонахом Амвросием. Упомянутые современные нам великие подвижники опытно проходили путь молитвы Иисусовой, поэтому мысли их об этом предмете изумляют читателей своей силой и глубиной. Особенно творения еп. Игнатия возбуждают в читателе спасительную ревность к прохождению молитвенного пути, заповеданного святыми Отцами не только инокам, но и мирянам, – пути тесного и прискорбного вначале, но в конце радостотворного. – Примечание преп. Варсонофия.

471

 Под словом «кости», встречающимся в псалмах св. Пророка Давида, толковники разумеют благие помыслы, утверждающие душу на пути благочестия (Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Киев, 1883, Пс. 33:21 и Пс. 34:10). – Примечание преп. Варсонофия.

472

 Болотов Василий Васильевич († 1900) – доктор церковной истории, профессор С.-Петербургской Духовной Академии, автор четырёхтомной «Истории Древней Церкви» и множества статей.

473

 Ср.: Ин. 7:37.


Источник: Беседы ; Келейные записки ; Духовные стихотворения ; Воспоминания ; Письма ; "Венок на могилу Батюшки" / Преп. Варсонофий Оптинский. - Козельск : Свято-Введенская Оптина пустынь, 2005. - 688, [4] с. : портр. / «Венок на могилу батюшки». 633-688 с.

Комментарии для сайта Cackle