Азбука веры Православная библиотека Василий Иванович Холмогоров Исторические материалы для составления летописей Русской Православной Церкви. Выпуск 1: Рузская десятина

Исторические материалы для составления летописей Русской Православной Церкви. Выпуск 1: Рузская десятина

Источник

Содержание

Предисловие

А. Рузская десятина 1. Воскресения Христова соборная церковь с приделом Николая Чудотворца в городе Рузе 2. Бориса и Глеба церковь в городе Рузе, на посаде 3. Димитрия Солунского церковь в городе Рузе, на посаде 4. Покрова Пресвятыя Богородицы церковь в Рузе, на посаде 5. Успения Пресвятыя Богородицы церковь на посаде города Рузы 6. Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в селе Долгих Лядах 7. Богоявления Господня церковь в селе Богоявленском, Брыкова тож 8. Бориса и Глеба церковь в селе Дьякове, Скорево тож 9. Воздвижения Честного Креста Господня церковь на погосте, на реке Рузе 10. Воскресения Христова церковь в селе Воскресенском, на речке Вейне 11. Воскресения Христова церковь в селе Воскресенском, Кожина тож 12. Воскресения Христова церковь в селе Ивоийлове, Воскресенское тож, на речке Груде и Разварне 13. Гавриила Архангела церковь в селе Мытниках 14. Знамения Пресвятой Богородицы церковь в селе Теплом на реке Вейне 15. Знамения Пресвятой Богородицы церковь в селе Знаменском, Аннино, Вельяминово тож, на речке Переволочне 16. Иоанна Богослова церковь в селе Богословском, Дорки тож 17. Иоанна Предтечи церковь с приделом Николая чудотворца в селе Ощерине, на речке Педне 18. Казанской Пресвятой Богородицы церковь в селе Брынкове, на реке Рузе 19. Казанской Пресвятой Богородицы церковь с приделом св. праведного Иова в селе Богородском, Горбово тож, на реке Рузе 20. Николая Чудотворца церковь в селе Никольском Поскочино тож 21. Николая Чудотворца церковь в селе Новом, Никольское тож 22. Николая Чудотворца церковь на погосте, что в Лужках, на реке Рузе 23. Покрова Пресвятой Богородицы церковь на погосте в Кремичне 24. Покрова Пресвятой Богородицы церковь в селе Покровском, Полуехтово тож, на Реке Рузе 22. Преображения Спасова церковь в селе Спасском 26. Преображения Господня церковь в селе Слядневе, Спасское тож 27. Преображения Господня церковь на погосте Спасском, в Старой Рузе, на Москве реке 28. Пресвятой Богородицы всех скорбящих радости церковь в селе Савине 29. Происхождение честных древ Животворящего Креста церковь в селе Спасском, Дуброва тож 30. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Казанове 31. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Колюбакине 32. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Старом 33. Рождества Пресвятой Богородицы церковь на погосте, в Старой Рузе 34. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Чернецком, на реке Рузе 35. Рождества Христова церковь на Погосте, на реке Мологоще 36. Рождества Пресвятой Богородииы церковь в селе Тархове, на речке Тросне 37. Смоленской Божьей Матери церковь в селе Горбове, Одигитриевское тож 38. Спаса Нерукотворенного образа и Илии пророка церковь в селе Ильинском 39. Сретения Господня церковь в селе Песках 40. Троицы Живоначальной церковь на погосте Георгиевском, на реке Рузе 41. Успения Пресвятой Богородицы церковь в селе Борзецове на речке Вейне 42. Успения Пресвятой Богородицы церковь в селе Успенском, Корманово, Соколово тож 43. Святых мученик Фрола и Лавра церковь в селе Семеновском , Козлово тож Отдел второй О церковных местах и землях Церковные места и земли в Рузской десятине Город Руза I. Историческое описание города Рузы. II. Владельцы, и князья удельные III. Наместники и волостели, воеводы, осадныя юловы и разные приказные люди IV. Число церквей V. Число дворов и людей VI. Государева служба Ружан: ополчение и походы VII. Промышленность и торговля VIII. Границы Рузского уезда; его станы и волости  

 

Материалы для Истории Русской Церкви

Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии

Предисловие

Св. Синод, указом от 12-го октября 1866 года, за № 1839, предписал по духовному ведомству собрать материалы для церковных летописей. Не знаем, что сделано во исполнение этого указа; но, желая со своей стороны сколько-нибудь помочь доброму делу, мы предприняли собрание материалов для церковных летописей исключительно по документам Московского Архива Министерства Юстиции, относящимся к XVI, XVII и XVIII столетиям. Мы далеки от мысли, чтобы труд наш обнимал предмет со всех сторон и во всех его подробностях, потому что, кроме сказанного источника, нет сомнения, на святой Руси найдется много иных памятников старины, хранилищ древних рукописей и документов, которые могут представить обильный материал для предположенных летописей; наконец, в самом Московском Архиве Министерства Юстиции, вероятию, остается еще много документов с подобным материалом, хотя мы, не смотря на все наше желание, еще не отыскали их.

Из собранных материалов читатель увидит: кем и когда именно построена та или другая церковь, за каким владельцем или помещиком состояло то или другое село с самого времени составления писцовых книг. Мы сочли необходимым выяснить, по возможности, и переход имений, в которых находились церкви, от одного лица к другому. Это сделано нами в виду следующих соображений: но документам в одном и том же уезде весьма нередко встречаются села с одним и тем же названием и при них храмы во имя одного и того же святого; отсюда невольно возникало сомнение – к каким именно из таких церквей следует отнести найденное сведение; а малейшая ошибка в этом повела бы, вместо разъяснения к страшной запутанности в летописной истории церквей. Чтобы вполне рассеять такие сомнения, мы строго разграничили одно от другого села с одинаковым наименованием, и наилучший для этого способ, по нашему мнению, состоял в указании: в чьем владении было село в тот момент, когда построена в нем церковь, на каком оно было урочище и затем к какому лицу пли в какой род оно переходило впоследствии. Ответов на эти вопросы мы искали в делах Вотчинных коллегий, и находили в них, кроме того, так сказать, дополнительные материалы для летописей самых церквей с их приходами.

Главным же источником по собиранию материалов для церковных летописей служили нам писцовые, межевые и переписные книги; а каковы эти источники, можно видеть из следующих слов глубокого знатока нашей родной старины; «начало писцовых и межевых книг современно зарождению русского государства», сказано в предисловии к изданию тех книг, сделанном сенатором И. В. Калачовым1. "Писцовые2, книги, можно сказать, воскрешают пред исследователем минувшие строй и вид не только более значительных, но и менее важных центров тогдашней администрации: старинные и частью вовсе не существующие в настоящее время города восстают из-под своих развалин с, их острогами, стенами, башнями, бойницами и всеми средствами обороны против неприятелей, с храмами, построенными и украшенными благочестием людей, давно почивших со всеми семействами и даже со многими последующими поколениями»3.

Из писцовых книг мы узнаем, какие существовали в то время соборные, городские, посадские, слободские и сельские церкеви. При описании городов, городские церкви, начиная с соборной церкви, обозначались известной местностью, как-то: «па посаде», «в слободе», «по валу», «на реке». После города следовало описание уездных сел, погостов и монастырей с их церквями, деревень, починков и т. п., – описание, расположенное по станам. «При описании церквей и монастырей», сказано в том же описании, «нередко означается: когда и кем они устроены, исчисляются приделы, образа с их украшениями, церковные сосуды и прочая утварь, ризницы, книги печатные и письменные, колокола, и при этом иногда упоминаются и самые имена жертвователей, наконец церковные или монастырские дворы и места... Здесь исследователю открывается обширное поле для обогащения себя сведениями о постройках и украшениях в древности церквей, об иконной живописи и о разных книгах и рукописях церковных»4. Об архитектурной постройке церквей нередко упоминается, что церковь «каменная, об одной главе, с колоколами», – «деревянная» – «клетца», «верх рублен четверик на четверик», «две главы обиты тесом», «два верха шатровые» крыты тесом «с трех сторон паперти», «колокольня на четырех столбах, покрыта шатром тесовым, с крестом, а на ней 5 колоколов» и т. п.; – при этом упоминается, что «строение то мирское», «вотчинниково», «монастырское», и что «здание храма подгнило, ветхо, развалилось». Об иконной живописи встречается, что икона писана «на вохре», «на золоте», «на серебре», «венец и гривна резные, золочены» и т. п. После зданий и дворов следовало описание церковных и вотчинных земель, которые по качеству разделялись па добрую, среднюю и худую, и заключались в пахотной, лесной, полевой и луговой. Земля исчислялась четьями, десятинами, четвериками, осминами и полуосминами, а сено – копнами. Церковь, в которой не совершалось богослужение, обозначалась, что «стоит пуста» «без пения». Если же церковь была уничтожена по каким бы то ни было причинам, и самое место церковное с кладбищем обращалось в пустошь, то обозначалось так: «пустошь, что было село такое-то, а в нем место церковное, что был храм такой-то», нередко при этом обозначалась и причина самого разрушения храма. Место церковное, где был некогда храм с принадлежащей к нему церковной землей, ни в каком случае не поступало во владение частных лиц, а отдавалось на оброк разным лицам с платою оброчных денег в патриаршую казну.

После писцовых, переписных и межевых книг для сборника исторических материалов о церквах представляют прекрасный источник приходные окладные книги патриаршего казенного приказа. Эти книги состоят из двух отделов: один носит название книг «жилых данных церквей», в которых совершалось богослужение, а другой – «пустовых, оброчных церковных земель».

Приходные окладные книги велись по десятинам; в книге каждая принадлежавшая к десятине церковь писалась отдельной статьей с обозначением дани и других окладных денежных доходов. Каждая десятина получала свое название или от уездного города, или волости, или стана, и заключала в себе неодинаковое число церквей (в одной было больше, а в другой меньше). Десятины составляли определенные округи, центром которых был уездный город, стан пли волость, а в состав десятины входили не только церкви того уезда, стана или волости, но и церкви других уездов, станов и волостей, находившихся «по близости» к той или другой десятине. Десятины с малым числом церквей группировались вместе, так напр. Радонежская соединялась с Селецкой и Загородской; Боровская – с Верейского, Кремиченской, Перемышльской и Мало-Ярославской и т. п., и уже находились в заведывании одного поповского старосты, избиравшегося духовенством. Когда же число церквей увеличивалось, то десятины отделялись одна от другой и делались самостоятельными, имея во главе своего поповского старосту. Напротив того десятина с большим числом церквей разделялась на две части, из которых одна была в заведывании поповского старосты, а другая – его заказчика – попа, выбранного также духовенством. Как староста поповский, так и заказчик обязаны были «без утайки» собирать окладные и неокладные денежные доходы в патриаршую казну с жилых данных церквей к записывать в свои приходные книги. К сожалению, книги старост поповских не сохранились. Собранные данные и другие денежные доходы старосты поповские вместе с книгами «отвозили на Москву, в патриарший казенный приказ». Патриаршие подьячие, принимая деньги от поповских старост, делали в приходных окладных книгах патриаршего казенного приказа под статьей каждой церкви отметки в следующей форме: «и 192 (1683) декабря в 31 день те деньги взято, платил староста поповский села Горок Предтеченской поп Филимон, принял Ивашко Вешняков» (№» 110, стр. 181). Церковь, не уплатившая данных окладных денег, записывалась в «доимках» из года в год до тех пор, пока не были уплачены данные деньги. Бывали случаи, что данные деньги уплачивались или самими помещиками и вотчинниками тех сел, в имении которых состояли церкви: «и марта в 13 день те деньги па нынешней на 192 год взято, платил дьяк Василей Протопопов», «и июня в 4 день те деньги платил думного дворянина и печатника Дементия Минина человек Федор Михайлов, принял Ивашко Вешняков» (там же, стр. 147); – или же стряпчими монастырскими, если село было монастырское, и очень редко местными приходскими священниками: «и августа в 30 день те деньги взято, платил той церкви поп Парфений, принял Ивашко Вешняков» (стр. 135).

Данные окладные деньги, собираемые с церквей в патриаршую казну на основании указов св. патриархов, распределялись по количеству земли и по численности самого прихода: дворов – духовенства, вотчинников и крестьян5. Если же число дворов и земли при какой-либо церкви увеличивалось, то дань возвышалась. Кроме собственно дани, церкви обязаны были, по указам, св. патриархов, уплачивать в патриаршую казну и другие церковные пошлины, как-то; «заезда, наместнические, десятильничие, кормовые» и др. К церковным пошлинам принадлежали и неокладные денежные доходы, собираемые по указным статьям «с венечных памятей – с отроков, двоеженцев и троеженцев, с разного рода челобитчиков, со ставленников: попа, дьякона и дьячка, с настольных гранат – архимандрической, игуменской, и протопопской и с благословенных грамот, которые давались, вместо утерянных и сгорелых ставленных грамот, с патрахельных памятей, выдаваемых вдовым попом, да с постихарных, выдаваемых вдовым дьяконом, – с перехожих памятей, выдаваемых попом, дьяконом, при переходе с одного места на другое и с новоявленных памятей, выдаваемых дьячкам, пономарям и просвирницам при поступлении на места»6. Кроме исчисленных денежных доходов были еще и другие церковные пошлины, которые доставляли весьма значительный доход, как патриаршему дому, так и на содержание хозяйственного к административного управления патриарха, на что требовались весьма большие суммы, которые, по крайне скудным средствам тогдашнего белого духовенства, нередко подавали повод к ропоту и жалобам, если взимались в слишком большом размере7. Окладные и неокладные денежные доходы, «церковные пошлины» обязаны были платить как старопостроенные (кроме некоторых патриарших сел), так и новопостроенные церкви. «А которые всяких чинов люди, сказано в той же грамоте патриарха Иоакима, бьют челом св. патриарху на строение церквей в поместьях и в вотчинах своих вновь на новых местах, где преж сего церквей не было, о благословенных грамотах, и по указу великих государей и св. патриарха, они к тем церквям попу с причетники на прокормление отводят земель из своих поместных или вотчинных дач: первая статья 20 четьи в поле8, а в двух потому ж, сена 20 копен9; средняя статья 15 четьи в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен; меньшая, статья, где землей скудно, сто или меньше ста чети, по десяти четьи в поле, а в дву потому ж сена 10 копен... А на новопостроенные церкви дань накладывается в то время, как церковь новопостроенная учинится освящена и поп у ней будет»10. И всякая новопостроенная церковь вместе с данными окладными деньгами, положенными по указным статьям, записывалась в приходные окладные книги жилых данных церквей патриаршего казенного приказа под уездной или волостной десятиной. Все «жилые церкви» «писались в книгах жилых данных церквей только до тех пор, пока в них совершалось богослужение. Если же церковь приходила в ветхость и не могла быть исправлена, или не могла содержаться за скудостью прихода, то дань с ней снималась и в приходных книгах жилых церквей делалась отметка под статьей этой церкви, или с боку, на полях, что «церковь пуста», «попа нет». Церковная земля, принадлежавшая к пустовой церкви, отдавалась в оброк, и оброчные деньги писались в другой книге патриаршего казенного приказа, под названием «пустовых церковных земель».

Окладные оброчные книги «пустовых церковных земель» так же, как и книги жилых церквей разделялись на десятины. В каждой десятине писались все те церковные земли, которые, состоя в той или другой десятине, доставляли доход в патриаршую казну. Церковной кустовой землей мог на известных условиях владеть каждый без исключения. «А которые церкви в прошлых годах запустели, а сказано в той же грамоте, – и попов и церковных причетников у них нет, и тех церквей церковные земли, пашня и сенные покосы, и лес, и всякие угодья отдаются св. патриарха из казенного приказа на оброк челобитчиком, а оброку с них емлется св. патриарха в домовую казну по писцовым книгам; с пашни с чети в ноле, а в дву потомуж, по 3 денги, с сенных покосов с копны по 2 денги, а с иных угодей по рассмотрению, или кто челобитчики и сверх указного, что наддаст. А отдаются церковные земли на оброк на год, и на два, и на три, а за прииск вновь и из росчистки отдаются лет на 5, а больше того не отдаются». Церковные земли так же, как и жилые церкви писались в приходных книгах отдельными статьяеми, с обозначением оклада оброчных денег и звания, имени, отчества и фамилии обротчика. Под каждою статьей церковной земли делалась отметка в получении оброчных денег. Не уплатившие оброчных денег за текущий год записывались «в доимке пустовых оброчных земель» из года в год до тех пор, пока не уплатили «доимку». Оброчные деньги также как и данные деньги собирались старостами поповскими и отвозились вместе с приходными книгами на Москву, в патриарший казенный приказ. Если на пустовой церковной оброчной земле была построена церковь, то церковная земля приписывалась к новопостроенной церкви, и в приходных окладных оброчных книгах под статьей церковной земли делалась отметка в такой форме: «на сей земле церковь построена и данью обложена и внесена в приходную книгу жилых церквей и впредь не писать».

Приходные окладные книги патриаршего казенного приказа, «жилых данных церквей» и «пустовых церковных земель» начинаются с 7136 (1628 г.) по 1739 г., а с 1740–1746 г. приходные окладные книги того же наименования соединены с делами синодального экономического правления.

Материалы для составления церковных летописей, извлеченные нами из Архива Министерства Юстиции, расположены согласно с приходными окладными книгами патриаршего казенного приказа по десятинам и заключают в себе все «жилые церкви и церковные пустовые земли» Московской губернии.

Василий Холмогоров

Диакон Гавриил Холмогоров

* * *

1

См. Описание документов и бумаг Моск. Арх. Мин. Юст. кн. 1, стр. 1, часть 2, 1869 г. С.-Петербург.

2

Писцовые книги получили свое название от писцов, посылаемых правительством для описания городских и уездных вотчинных и помест­ных земель, сел и монастырей с их церквями и землями; переписные – от переписи дворов городских, сельских, деревенских с их пере­численными жителями.

3

Там же, стр. III.

4

Там же, стр. VIII.

5

В грамоте св. патриарха Иоакима к новгородскому митрополиту Кортнилию о церковных пошлинах сказано: «Новопостроенных церквей, или, где доведется, и старо-построенной церкви на попов с причетниками дань вновь положить, накладывается дани с дворов с поповых по 4 деньги, с Дьяконовых по 2 д., с Дьячковых, с понамаревых, с просвирнициных и с бобыльских, которые бобыли живут на церковных землях, по денге с двора. С церковной земли, с пашни паханой и перелогом и лесом порослые земли по писцовым книгам, с чети по 3 деньги с одного поля; с сенных покосов, с копны по 2 денги;... с приходских дворов, в городах с воевоцких, в уездах с вотчинниковых и с помещиковых, в городах же с гостей и гостиной и суконной сотен по шти (шести) денег с двора; с подячих и посацких лутчих и в уездах со старостиных и целовальниковых по 4 денги с двора, с посацких же и крестьян средней статьи но 3 денги с двора; с посацких же и крестьянских молотчих по 2 д. с двора; с солдатских и стрелецких, с пушкарских, с ариставовых, воротниковых и иных каких безпомесных служивых людей по две же денги с двора; на посадах же и в уездах с бобыльских я со вдовьих и с задворных людей по денге с двора». См. Опис, документов Моск. Арх. Мин. Юст. ч. III, кн. I. С.-Петерб. 1869 г.

6

См. Опис. докум. Моск. Арх. Мин. Юст. кн. I, ч. III, стр. 2–7. С.-Петерб. 1869 г.

7

Там же, стр. I.

8

Одна четь или четверть составляет 1½ десятины.

9

10 копен сена составляет десятину.

10

Там же, стр. 4.


Источник: Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии : [вып. 1-11] / собр. В. Холмогоровым и диаконом Г. Холмогоровым. - Москва : Тип. Л. Ф. Снегирева, 1881-. / Вып. 1 : Рузская десятина. - 1881. - X, 254, [1] c., [4] л. ил., табл.

Комментарии для сайта Cackle