Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Поучение 8-е

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Казалось бы, довольно того, если Господь простил мне мои согрешения, успокоил душу мою, очистил сердце, окропил, омыл, отвратил лице Свое от грехов моих; но нет, нужно еще что-то большее по молитве Давида: сотвори мне, Боже, чистое сердце, вопиял Давид, и дух правый обнови внутри меня. Правда, что сосуд разбитый, сколько не починяй, все уже он будет не новый, все же не целый, все же поврежденный; так и сердце человеческое, испорченное грехами, сердце растленное, зараженное беззакониями: если Господь и омыл его, и очистил, и простил грехи, все же оно будет не новое, все же испорченное. Да и может ли оно быть признано во всем правым и совершенно невинным пред очами Божиими, если оно по природе своей уже испорчено первородным, Адамовым грехом; если оно заражено тлетворным дыханием грехов произвольных? «Чтобы оно было чисто пред очами Моими», как бы так говорит Господь, «надобно его вновь создать, как и всего человека надобно пересотворить, вновь создать.» Из чего же создать нового человека? Из развалин старого? Но, как необходимо истлеть семени, чтобы принесло оно плод свой, так необходимо ветхому и грешному человеку, со всем составом своим, истлеть, чтобы сделаться человеком новым, правым пред очами Божиими. Что же делает Творец небесный, чтобы иметь Себе людей обновленных, род святой, царское поколение? Он дает вкусить в снедь верным тело и кровь Сына Своего единородного, дабы из сего обетованного, бессмертного и животворящего семени – с одной стороны, человек имел возможность, вновь быть созданным, мог вырасти из животворного семени – тела и крови Христовой и быть благообразным, богоподобным, новым человеком, боговидным, боголепным, достойным рая и вечности: с другой – дабы Бог имел пред очами Своими вопиющую за нас умилостивительную Жертву, Жертву принесенную однажды на кресте, потом приносимую ежедневно в самое небо – во святая святых. Давид веровал в сию всепересоздающую и животворящую плоть и кровь, и в сию жертву многоценную; чувствовал, по крайней мере, необходимость такого пересоздания человека; а потому молил Бога, чтобы Он отнял от него сердце старое, греховное, и дал бы ему сердце новое, дух правый обновил бы внутри его. Дух, то есть и разум, и совесть, и волю сделал бы такими, чтобы они были как бы вновь сотворены и чрез это были правы, – правы пред Богом, пред законом Божиим, пред самими собою. Ибо «кто может быть чист и прав пред очами Божиими, хотя бы прожил на земле и один день?» – спрашивает праведный Иов? Пред святейшим взором Божиим и величайшие праведники, и невинные младенцы, и чистейшие духи не совсем могут быть чистыми. Давид знал это; а потому и молил Господа, дабы Он при малейшем пятне греха, которое Господь может на нем усмотреть, не отвергал бы его от лица Своего, как низринул Он с неба чистейших, но согрешивших ангелов, как изгнал Адама из рая сладости, как отвратил лицо Свое от Саула и отнял от него Духа Святого и допустил мучить его духу злому. Вот почему далее Давид молится: не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от меня. Не отринь: и на земли, и на небе, и во времени и в вечности. Духа Твоего Святого, без которого человек мертв, не отнимай от меня. «Ах! я имел сего Духа, когда при стаде моем терзал львов и волков, когда убил Голиафа, когда поражал врагов, – во всех великих делах один Дух Твой всесильный помогал мне; а без него что я? Трость, колеблемая ветром, прах и пепел. Если Ты мне возвратишь сего Духа, который оставил меня с минуты моего беззакония, – то вместе с сим возвратишь мне и радость моего спасения и всепрощения моего; а потому – утверди во мне сего Духа, подкрепи сим Духом мой дух, дабы Он, как и прежде, действовал моим умом, оживлял бы сердце, говорил ко мне чрез мою совесть, управлял волею моею, руками моими, силою моею, – словом, царствовал бы в моей душе, владычествовал бы над моими силами и способностями. Пусть Дух Твой Святой устроит и утвердит себе престол в моем сердце, и пусть царствует во мне: не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от меня. Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом владычным утверди меня. Да, братия, жизнь без Духа Святого не есть жизнь. Но сей животворящий Дух оставляет человека грешника, который постоянно пребывает во грехе, противится благодати, делается бессилен в совершении трудных подвигов спасения. О сохранении то сего Святого Духа, даваемого нам при Крещении, о приобретении Его, если Он чрез грехи наши отступил от нас, об животворении и подкреплении на сим Духом – мы должны непрестанно молить Господа; ибо мы можем много раз приносить покаяние, много раз приобщаться Св. Тайнам, – и все же можем оставаться мертвыми, быть без жизни, если не будет иметь в себе сего Святого Духа. Как узнать, есть ли Он в душе нашей, или нет? Если ты христианин, легко исполняешь заповеди Божии, если чувствуешь постоянное стремление к добродетели и правде, чувствуешь отвращение от грехов и неправды; если нет в тебе гордости, зависти, сребролюбия и других грехов; а, напротив, чувствуешь в себе мир,радость и любовь ко всем и каждому; если ты братолюбив, благопокорен, страннолюбив, милосерд и стремителен на всякое доброе дело; если ты к другим питаешь милосердие, а в себе имеешь кротость, воздержание, смиренномудрие, терпение, благочестие и святость; если молитва не исходит из уст твоих, богомыслие из ума твоего, память о смерти из сердца твоего, болезнь о грехах и желание благ высших не оставляет тебя; то ты, верно, имеешь в себе Духа Божия. Станем, христиане, молить Господа дабы Он не отнимал от нас Духа Своего Святого, если мы Его в себе имеем. Если же, каким-нибудь тяжким грехом, мы Его уже от себя удалили, – то станем со слезами просить Господа, дабы Он вновь ниспослал на нас Его, – с тем, чтобы Он нас обновил, освятил и в совершении добрых дел нам содействовал, пока все мы достигнем единства веры, возрастем в меру возраста – полноты Христовой. Аминь.


Источник: Поучения на 50-й псалом царя и пророка Давида, составленные протоиреем В.А. Бандаковым. – Изд. 4-е, испр. – Москва : Изд. книгопрод. А.Д. Ступина, 1902. – 47 с.

Комментарии для сайта Cackle