протоиерей Василий Бандаков

Поучение в 4 неделю великого поста

Не знаю, можно ли быть веселым в темнице? или лучше: можно ли быть веселым и иметь какую-нибудь отраду в ад? Никогда. – Но поверьте, что мир настоящий есть и темница и ад. Темница: ибо душа наша заключена в теле, как в темнице, ад, ибо мир сей исполнен зла. Что может душа в теле слышать, кроме голоса страстей? – То язык осуждает ближнего, то разум омрачается грешными мыслями, то сердце уязвляется стрелами гордости, зависти, сребролюбия, блуда. – Что в мире видит душа? или скорби ближних, или беззакония нечестивцев. – И есть люди, которые строят для себя Вавилоны удовольствий, находят дни, часы и ночи радостей: веселятся по вся дни светло, как Евангельский богач. И первый Адам плакал, и второй Адам – Христос плакал, – как же могут дети их находить на земли дни радостные? – Может ли грешник, которого ожидает смерть, суд Божий и геенна, когда-либо радоваться? Преступник, приговоренный к смерти, может ли веселиться? – A ведь нераскаянный грешник приговорен уже не к временной, но к вечной смерти, – вечно мучительной. Ты скажешь мне, что ты кающийся грешник? Неправда. – Если ты после омытия грехов покаяния добровольно опять вступаешь в болото грехов, то ты истинно не покаялся; если ты опять после исповеди намерен грешить, то ты не покаялся; если не все грехи исповедал, то ты не покаялся; если ты не оплакал всех грехов своих, если не уплатил всем долгов, если не подал щедрую милостыню; если не принес плодов истинного покаяния; если говел только для примера; если из грешника не стал святым; то ты не покаялся. – Разве те, которые скоропостижно умерли, – не говели? Так скажи: в безопасности ли ты живешь в мире, если живешь по грехам, в страстях, в работе дьяволу? – Поэтому у людей – грешников только наружная радость, а не внутренняя, не душевная; ибо у них в душе грехи, страсти, смерть, дьявол, зачатки суда Божия и геенны. – Отговелся ты, для чего? Для того, чтобы опять грешить? Напрасно ты так думаешь; в таком разе говенье твое есть новое оскорбление Бога. Ты думаешь, что на Голгофе даром стоял крест, что Сын Божий даром страдал? Земля потряслась, солнце померкло, камни распались, мертвые воскресли от сего ужасного зрелища, – и ты думаешь, что можно еще находить радость и удовольствие на сей проклятой земле, на которой Сын Божий страдал? Ошибаешься. У тебя слезы должны быть ежедневною пищею, скорби всегдашним питием. Или ты думаешь, при греховной твоей жизни, ты можешь вступить тоже рай, который мученики заслужили кровью своею, огнепальным страданием, бичеванием, ужасными мучениями, выдуманными самим дьяволом, в рай, в который Сын Божий мог отворить дверь только крестом и много болезненными страданиями? А ты находишь веселье в жизни? Это дьявольское веселье, которое навлечет на тебя вечный плач? Если ты живешь по грехам, то находишься в сетях у дьявола; а в сетях дьявола – можно ли радоваться? Можно ли в аду веселиться? Можно ли среди гиены находить удовольствие? Ты думаешь ли когда, почему святые большею частью в пустыни спасались, в пещерах, на столпах? а в мире очень мало спасающихся, – одни юродивые и нищие духом, гонимые людьми мирскими, таковых только есть царство небесное.

Помилуй нас Господи, и пощади нас, и не погуби нас. Аминь.



Источник: Издание второе неправленое. Печатать позволяется, чтобы по отпечатанному представлено было в Епархиальный Цензурный комитет узаконенное число экземпляров. Марта 16-го дня 1875 года. Г. Екатеринослав. Цензор протоирей Петр Катронов.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

2. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

3. Четырехсотлетие российского государственного герба – II Евстафий Николаевич Воронец

4. Памятники древнерусского канонического права – 55. 1427 г. июня 22. Послание митрополита Фотия в Псков, о стригольниках профессор Алексей Степанович Павлов

5. Новая заповедь Константин Николаевич Сильченков

6. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае Николай Иванович Ильминский

7. Простые и краткие поучения. Том 9 протоиерей Василий Бандаков

8. Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида архимандрит Леонид (Кавелин)

9. Sermons – Christmas Антоний, митрополит Су́рожский

10. Пастырские наставления. Духовное наследие архипастыря храма Христа Спасителя во Франции епископ Мефодий (Кульман)

Комментарии для сайта Cackle