Источник

130. На день св. Ев. Иоанна Богослова

Что Он (Бог) пребывает в нас, то это мы узнаем по духу, который Он нам дал. (1Ин.3:24).

Значит, по словам Апостола Евангелиста Иоанна Богослова, можно легко знать: пребывает ли Бог в нас или нет. Он говорит, что это легко узнать по тому духу, который Он нам дал. Ах! Мы и того не знаем, что такое дух, – как же мы по духу этому можем знать то, что Бог в нас пребывает? Мы даже не знаем того, когда Он нам дал этот дух: при рождении ли, при крещении ли или после нашего покаяния или нового рождения? Какие же черты этого духа? Тут же Апостол пишет, что кто сохраняет заповеди Божии, тот пребывает в Боге; во-вторых, в том, чтобы мы веровали в единородного Сына Божия (1Ин.3:23) и любили друг друга; к сему дополним – кто делает правду, кто имеет кротость и смирение, кто не делает греха, – вот кто имеет дух истинный, дух Христов. По этому-то духу, или по этим-то добродетелям мы узнаем, что Бог живет в нас и мы в нем. Но самый истинный образ сего духа есть любовь христианская – любовь к Богу и ближним; а без этой любви Бог не может пребывать в человеке. Сей же Апостол говорит: «кто любит брата, тот ходит во свете; а кто ненавидит его, тот находится во тьме (1Ин.2:9–11)». Да и Ап. Павел говорит, что любовь есть верх совершенства, что все добродетели наши и дарования после смерти – прекратятся, а любовь пребудет вечной. Думаю, что святой Ап. Иоанн, так и Ап. Павел говорят не о той любви, которую мы питаем к отцу, к матери, к жене, детям и друзьям; но о любви всеобъемлющей, которая простирается и на друзей и на врагов, на родных и чужих, на богатых и на бедных, на весь мир христианский.

Итак – если ты желаешь знать, если Бог в душе твоей, то прежде спроси себя: если в твоей душе такая любовь, о которой говорят Апостолы? Любишь ли ты Бога всей душой и ближнего своего, как сам себя любишь? Если любишь, то очевидно, что в тебе есть Бог Отец, и есть Сын Его, и есть дух Его – вся Пресвятая Троица. Если же нет такой любви, то и Бога в сердце мы не имеем; и без Бога человек ничто! Как же многие нераскаянные грешники живут на свете без Бога? Живут и ходят во тьме, живут не с Богом, но с диаволом, – не живут жизнью Божией, а живут жизнью греховной. Ходят по свету как сонные, думают как сонные, блуждают как сонные. Грехи помрачают жизнь их и дела их и все их пути. Они судят не по духу, а по плоти, как и живут не по духу, а по плоти, по образу мирских человеков. Так живут идолопоклонники, евреи, магометане и все еретики.

Если мы истинные христиане, то всячески должны стараться жить по-христиански, питать в себе дух христианский, украшать себя всеми добродетелями, дабы Господь пребывал в нас, а мы в Нем. Если Господь будет пребывать в нас, а мы в Нем – на земле, то и на небе мы будем жить вместе с Ним. Он Творец наш – Его царствие благодати, и Его царство славы. Будет время, когда диавол из царства Божия будет изгнан вон и будет заключен во аде вместе со своими клевретами, которые ныне слушают его, исполняют его дела, живут не духом Божиим, а духом диавольским и страстями всякого рода. Отвергнем, христиане, дела диавольские; не станем жить по духу плоти, мира и диавола; а станем водиться Духом Божиим, да пребудет Бог с нами и в нас – в жизни настоящей и будущей – и мы будем царствовать со Христом и блаженствовать вовеки веков. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle