протоиерей Василий Бандаков

133. Бог есть любовь

Бог есть любовь. (1Ин. 4:8).

Вот почему весь мир связан любовью и держится любовью. – Нет на земле ни самой величайшей, ни самой малейшей твари – ни на небе, ни на земле, которая не была бы одна с другой связана любовью. Спросите: что связало, что держит солнце, эти звезды, которые текут одна около другой, пробегая огромнейшие в небесах пространства? Это любовь Божия их связала, это любовь держит их в таком дивном порядке, так, что не может – ни уклониться одна от другой, ни столкнуться одна с другой, ни перебежать одна другой путь. Ни одна не может нарушить порядка течения всех их: это все Бог так устроил, это все творец так учредил, Он связал всех их своей любовью, потому, что Он сам есть любовь. – Кто связывает на земле эти воды морей, посредством рек и ручейков, посредством проливов и протоков так, что все воды текут в моря, и из морей в большой океан, обтекающий всю землю? Кто это связывает землю большими грядами и рядами гор, которыми, как некоторыми гвоздями скрепляют этот большой шар земли нашей? Все это та же любовь Божия связала их и скрепила, ибо Бог есть любовь. – Кто связал или расположил в порядке, как бы некоторыми семействами, эти разнородные леса, рощи, так, что всякий род лесов, растений, фруктовых дерев, разных пород дерев, кустов, рощ, цветов и растений растет в своем только месте, занимает только свои пространства, свои страны, свои поля – одни растут на севере в холодных странах, другие – в жарких, а иные в умеренных? Кто рассыпал по лицу земли этих прекраснейших, разнообразнейших, – и величайших и малейших тварей, имеющих каждая свои родственные, семейные утешения, – своих детей, друзей, свои наслаждения, свои утехи, свое богатство, свои привычки, свои игры, забавы, свои увеселения. Кто связал этих зверей, живущих каждый в своих странах, этих птиц стаями летающих, этих рыб стадами плавающих, такие, что все они держатся своего места, своего племени, своего рода – и не смешиваются одни с другими? Все это связала, всем им свои места указала любовь Божия; ибо Бог есть любовь. – Ах! об одних людях нельзя этого сказать! – Казалось бы, что по одному уже тому, что Бог Отец послал на землю для соединения людей любовью – единородного Сына Своего, возлюбленнейшего своего, который из любви к роду человеческому умер на кресте. – Казалось бы, что все люди, все человеки, все народы должны бы быть связаны крепчайшей любовью; а между тем – мы усматриваем, что, как будто, на землю меж людей брошен не мир, но меч, не любовь, но ненависть, сам крест на голгофе не соединил людей, а кажется разделил еще более на разные вероисповедания, секты и расколы; в царстве идолопоклонников, в царстве бесовском – было по-видимому больше любви, мира и согласия, нежели в царстве Христовом. Как? Неужели вы думаете, что любовь связывает эти государства, эти города, эти деревни, эти сборища людей? Увы! их связывают интересы, пользы, для достижения своих целей; – разве не видим среди царств человеческих – междоусобных войн, среди городов – бунты, в семействах нестроения. Где ты пренебесная любовь Христова? – Где твое царство? – Не ты ли сам, о Господи, сказал: много званых, а мало избранных. Да как мало, – даже здесь, в Божием храме, где должны быть одни единонравные молитвенники Божии, – если отделите из них тех, которые не по любви ко Христу, а по одному обычаю ходят в церковь, – и тех, которые от нечего делать сюда приходят, и тех, которые желая только показать себя, тут стоят, скажите: много ли найдете здесь таких, которые любят Бога всей душой, всем сердцем и всем помышлением, и ближних так любят, как сами себя? – Тщетно ты, любовь Божия, и теперь распинаешь себя для спасения грешников: много нас званых Тобою, а мало избранных. Увы! сомнение колеблет наши сердца: живешь ли ты еще на земле, о любовь Христова, или на небе скрылась от нас, предавши нас терзанию наших собственных страстей?! – Приди, приди Сыне Божий с неба и возврати нам ту святейшую, чистейшую любовь Отца небесного, которая царствует в царстве Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle