протоиерей Василий Бандаков

28. Поучение в четверг на 3-й недели Великого поста

Сердечной, пламенной молитве много содействует пост: – пост души и пост тела, воздержание души и воздержание тела. Тело наше постится, когда мы отнимаем от тела всякую утучняющую и сластную пищу. Самый благоприятный и полезный пост, когда мы употребляем в пищу один хлеб с растениями, и при том – вкушаем однажды в день, и не обременяем утробы пищею. Счастливы те постники, которые могут вкушать пищу чрез день или чрез два, – эти лица скорее и легче могут пожать плоды поста, скорее могут воспламеняться сердцем на молитве. При том, эти люди бывают легки, быстродвижны и ко всякому делу проворны. Но мы не можем привыкнуть к продолжительному посту; впрочем, могий вместити да вместит; а мы будем идти царским путём – раз в день станем принимать пищу.

Пост душевный требует от нас воздержания языка от осуждения, пустословия и сквернословия, очей от воззрения на вещи соблазнительные, слуха от слов, пения и книг мирских, шуточных, развратных, обоняния – от приятных запахов, – удержания сердца от гнева, раздражения, зависти, гордости, тщеславия, и от всякого грешного желания. Очевидно, что слово Божие, милостыня и добрые дела, должны быть украшением такого поста: тяжело телу нашему об объедения, ещё тяжелее душе от грехов; легко телу от поста, ещё легче душе от молчания – Богомыслия? Главное, что от поста тело наше делается чувствительно, удобоподвижно и на всякое доброе дело? одно; мысли делаются светлы, чувствования – приятны, совесть чистая. Испытай, христианин, хотя однажды в жизни, но не на короткое время, на продолжительное; тогда тебе в привычку обратится святый пост. Тот не вкусит плодов от поста, кто кратковременно постится; потом всеядением спешит восполнит кратковременное воздержание от пищи. Нет, ты продолжи пост свой на месяц, два, на год: вот, когда ты пожнёшь самые богатые плоды святого поста и воздержания.

Обыкновенно ты говоришь: «я мирской человек, мне нужно работать, служить, кормить семейство». Да разве пост препятствует трудиться? Ни мало, – сила в душе, а не в теле; a душа крепнет от поста, а не слабеет. Величайшие труды и подвиги переносили величайшие постники, – например: Моисей, Илия пророк и другие, – почему? потому, что постникам дает силу, посылает всякую помощь Бог. Испытай, кто скорее утомится при трудах: трезвый или пьяный, постник, или пресыщенный пищею? Но не в этом ещё вся польза поста; но в том, что постник, при совершении молитвы, воспламеняется скорее духом, нежели невоздержный; что у него скоро возгорается сердце; а чрез то скорее умножается благодать Божия, скорее привлекается милость Божия: – этот благодатный огонь, умножаемый постом и молитвою – такую дарует радость сердцу нашему и духу нашему, которую нельзя сравнить ни с какою другою радостью. Хочешь ты быть блаженным на земли – испытай это хотя однажды в жизни. В сердце, очищенное этим огнём, освящённое благодатно – входит Сам Господь; а Господь есть такое сокровище, которое выше и дороже всех земных и небесных сокровищ. Тогда-то ты скажешь: «дайте мне одного Бога, и возьмите от меня все». Да, Бог есть одно величайшее сокровище нашего сердца; а об этом-то мы всячески и должны заботиться, чтоб стяжать нам это сокровище; ибо, если Бога приобретём, то все приобретём; а если Бога потеряем, то все потеряем.

О, Боже! пребудь нашим Богом, нашим сокровищем на веки. Аминь.

Комментарии для сайта Cackle