Источник

135. В неделю 17-ю по Пятидесятнице

«Вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». (2Кор.6:16).

Мы удивляемся тому, как мог Бог, невместимый вселиться во утробу пренепорочной Девы Марии, – Бог, которому небо и небо небес не довлеет для помещения, для объятия; но не чуднее ли, не удивительнее ли то, что Бог живет в нашей утробе, как видно из сказанных ныне в Апостоле слов: вы, христиане, храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом».

Разумеешь ли ты, христианин, слова эти? А они стоят того, чтобы ты не ежедневно только, но ежечасно думал о них; если хочешь не грешить, если желаешь быть святым. Чтоб удержаться каждому из нас от греха, достаточно видеть перед собой очами веры присущего Бога. Так как Бог вездесущ, да не так вездесущ, чтоб переходил с одного места на другое, как переходят все люди, как переносятся святые – из Храма в Храм, в котором их поминают, молятся им, или как перелетают, как наша мысль перелетает, Ангелы Божии; но Бог на всяком месте пребывает без перехождения, неотступно; словом, на каждом месте Он в одно и то же время пребывает, так как Он беспредельный и вездесущий и вечный. Поэтому явно, что Бог видит человека, где бы он ни был, чтобы он ни делал. О, если бы помнил это человек, крепко накрепко помнил бы! Если б это помнил, то помнил бы, что если ты протянул руку для подачи милостыни нищему, то Бог это видит. Протянешь ли руку уворовать что – Бог это видит; потому, что Он повсюду перед Тобой. Молишься Богу – Он это видит и слышит, хотя бы ты в одной мысли молился Ему. Так Моисей молился, так Анна, мать пророка молилась, и Бог слышал их молитвы; ибо Моисею, тайно молившемуся, Бог сказал: «что ты вопиешь ко Мне»; а Анне через пророка сказал, что желание ее исполнится; а она тайно молилась о даровании ей сына. Так ты, христианин, – где бы ты ни был – помни, что Бог везде перед тобой стоит – все видит, что ты делаешь, и все слышит, что ты говоришь, думаешь, чувствуешь, желаешь. Довольно тебе и это помнить, чтоб тебе ничем не согрешить. Помни, что Бог при тебе – и на море и на суше, и в доме и на пути, и во Храме и в питейном доме; везде, где ты только бываешь, все Он видит, слышит и знает, – потому, говорю, что Он вездесущ, всеведущ, всевидящий и всезнающий. Так поэтому ты нигде не спрячешься от Него – ни со своими грехами, ни со своими добродетелями, ни со своими делами, ни со своими мыслями, желаниями и чувствованиями. Нет – этого мало, что Бог около тебя повсюду, – Бог в тебе живет, ибо ты Храм, твоя душа – Храм Бога живого, как уверяет в этом Сам Бог; ибо Сам Бог через пророка говорит: «вселюсь в них, и буду ходить в них» – не около них, а в них, в их душах, умах и сердцах; «и буду их Богом, и они будут Моим народом». Может быть ты и в этом сомневаешься? Может ты не веришь, что в тебе живет Бог? А как же Бог мог вместиться в утробу Приснодевы Марии? Как Сам невместимый мог вселиться и воплотиться? Разве это есть не тайна великая? Но мы веруем этому потому, что принимаем это верой, а не разумом, – вера все необъяснимое может принять, хотя разум и не понимает многого из дел Божиих. Так ты веруй, что действительно Бог живет в тебе, если и ты живешь в Боге: ибо если ты принимаешь тело и кровь Христову, то принимаешь всего Христа. Не только Его человечество – душу и тело, но и Его Божество. Всегда ли Он в тебе живет, во все дни и часы жизни твоей? Это другой вопрос, о котором тоже стоит подумать: ибо это тоже великая тайна: ибо св. Апостол в нынешнем же Апостоле спрашивает: «какое общение праведности с беззаконием? Что общего света со тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Какая совместимость Храма Божия с идолами?» Ведь живет же в мире Бог вместе с бесами до времени: ведь живет же в одном доме праведный с грешником; но это иное дело: как Богу жить в душе вместе с бесами. Христу с идолами? Вернее думать, что Христос выгонит всех из человека, как тогда, когда жил на земле. Как? Неужели и тогда Бог в тебе пребывает, когда ты крадешь? Если тогда Бог в тебе, когда ты воруешь: то не делаешь ли ты Бога участником в твоем воровстве, не делаешь ли ты тогда и Бога вором. Неужели и тогда Бог в тебе пребывает, когда ты грешишь с блудницей? Но тогда ты члены Христовы делаешь членами блудницы, как Апостол говорит это. Неужели Бог в тебе и тогда, когда ты сидишь в питейном доме, когда напиваешься? И тогда, когда ты сидишь в гостинице, в клубе, в театре, когда сидишь за игрой; когда поешь и пляшешь, – вообще когда купаешься в блате грехов? Что на это сказать? Я думаю, что как диавола, когда его изгоняешь; то он переходит, то в руку, то в ногу, то в голову человека, то прячется в пальцах, в волосах, – так Дух Божий переходит с места на место в человеке, пока ты окончательно Его из себя не выживешь; но – братия моя! Это моя мысль, но в Божием писании об этом ничего не сказано; а сказано, что Христос живет в нас и мы в Нем. Но во всяком случае: горе той душе, которая не верит тому, что Бог повсюду, при ней и в ней! Горе тому человеку, который сомневается в том, что Бог вездеприсущ, всевидящ, всезнающ, – и грешит так, как будто при нем и в нем нет вовсе Бога. Вы же сами говорите, что нет Бога в животе того или другого человека; а если в нем нет Бога, то напрасно он и на свете живет. Лучше было бы такому человеку на свет не родиться. Для чего Тебе, Боже, возиться с такой душой? Не лучше ли бросил бы ее в ад – и конец. Но нет! Нам кажется, что Бог дотоле входит в человека и выходит из него, пока человек совершенно или покается во всех грехах своих и перестанет грешить, или умрет без покаяния – нечаянно, неожиданно. Тогда в первом случае дорога предлежит ему в рай, в последнем случае – прямо в ад, – так и Бог говорит. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle