Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

протоиерей Василий Бандаков

60. На день Рождества Христова

Пришел к своим, и свои Его не приняли. (Ин.1:11).

Не приняли евреи Иисуса Христа, Сына Божия, когда Он родился, явился во плоти на земле; не приняли потому, что не узнали; не узнали потому, что не хотели узнать, хотя пророки Божии ясно написали образ Его и указали на время и место рождения Его. «Где должно, родиться Христу?» спросил Ирод первосвященников и книжников народных. Они все в один голос отвечали ему: в «Вифлееме Иудейском; ибо так написано, чрез пророка»34. Не явно ли, что евреи знали, но поупорствовали, не поверили пророкам и не приняли Господа. Не приняли – и погибли.

Этому не для чего и удивляться, потому, что пророк и это предсказал, говоря: «ослепил Бог очи их, да видяще не видят, и слышаще не слышат и не уразумеют».

Христиане! Евреи ослеплены Богом за их упорство и ожесточение против Бога, и за то, что они распяли Господа славы, – что все тоже Бог предвидел. Как это мы Его не принимаем? Мы, которые просвещены светом веры, видели и видим столько чудес, совершаемых среди нас, имеем святые таинства, получаем столько даров благодати, – как это мы Его не принимаем? Или принимаем, но, по-видимому, только для того, дабы ругаться над Ним, вновь распинать Его? Ты имеешь лик Господа, изображенный на иконе, но подумай: изображен ли Он, начертан ли во глубине твоего сердца? Нет, в сердце твоем начертан любимый идол твой – мамона, бог чрева, богиня красоты женской. Ты принимаешь тело и кровь Христову; но «не делаешь ли уды Христовы удами блудницы?» вопрошает Апостол Павел. Ты молишься во храме Божием; но не посещаешь ли храмов идольских – нетрезвых и неприличных домов? Ты слышишь здесь песнопение Ангелов, но не склоняешь ли слуха своего к слышанию мирских песней и глаголов неподобных? Не распинаешь ли ты Господа славы завистью, гордостью, осуждением, клеветой, срамословием и другими беззаконными делами? Ты говоришь: «я принял Иисуса Христа», но отдал ли ты Ему себя всецело, или служишь Ему и себе; и Ему, и страстям; и Ему – и миру; и Ему и Велиару; и Ему и диаволу? Подумай хорошенько! Любишь ли ты Господа всей душой, всем сердцем и всеми силами души? Любишь ли ближнего, как себя самого? Ибо, если ты любишь Бога, а брата ненавидишь – ложь есть, говорит Апостол. Если ты не любишь брата, которого видишь; то как ты можешь любить Бога, которого не видишь? Ты говоришь, что Бога любишь? А кто это стоит под рубищем около дверей церкви, трясется от холода и простирает руку для милостыни? Не братья ли Христовы? Не сам ли Христос? Ибо, что доброе ты сделаешь убогому брату, то самое сделаешь самому Иисусу Христу. Так Сам Христос говорит. А если ты не любишь нищих, то пустая твоя любовь, бесплодна твоя вера, которая только открывается в добрых делах. Обманываетесь вы, христиане, а особенно вы богатые и имеющие достатки и избытки земных сокровищ. Вы не принимаете Христа, вы Его отвергаете, если отвергаете и не принимаете нищих братий. Окаменил Господь сердца ваши, чтобы вы были скупы; ослепил ваши очи, чтобы вы не видели Христа под образом нищих – под рубищами; закрыл слух ваш, чтобы вы не слышали слов: «подайте милостыню Христа ради». О! Спасителю Христе Боже! почто ты родился в вертепе Вифлеемском и в таком убожестве? Ты родился бы в Иерусалиме, во дворце царей иудейских; тогда и богатые и знатные не только Иудеи, но и христиане приняли бы Тебя; а в бедности кого Ты из богачей заставишь Себя любить? Напрасно ты послал Ангелов, Апостолов и посылаешь проповедников звать всех людей на Твою великую вечерю! Все они, как будто сговорились, и отвечают: «имей мя отречена». Тот село купил, тот волов, тот задумал жениться – земные заботы и попечения ослепили всех.

Господи! нет, не кроткий глас Твой уже пробудит спящих во грехах грешников, а глас громов гнева Твоего пробудит от усыпления и обратит к покаянию. Аминь.

* * *


Источник: Мариуполь. Печатано в Типографии А.Л.Франтова, 1885г. Поучения VIII тома с № 1 по № 116 дозволены печатать Екатер. Духовной Цензурой 2 Мая 1884 года, а остальные поучения с № 116-140, добавленные к этому тому, дозволены той же Цензурой 12 Декабря 1882 года. Цензор Протоиерей Петр Катранов

Комментарии для сайта Cackle