Источник

64. На день Рождества Христова

«Бог явился во плоти». (1Тим.3:16)

Христиане! Разве только нынешнего дня явился Бог на земле? Разве не являлся Адаму, Ною, Аврааму, Моисею и другим пророкам? Являлся, только не во плоти являлся, а во образе: в виде человека или ангела, являлся в виде, в подобии: но не во плоти нашей, не во плоти человеческой. Прежде Он был только Сын Божий, предвечно от Отца рожденный, а потом стал Сыном человеческим, или человеком, не переставая быть Богом. Пренепорочной Девы Марии утроба соделалась вместилищем невместимого Бога, всезлатным сосудом, в нем же уготовася плоть и кровь Божественного Агнца – непорочна Христа. Через Духа святого было в пресвятой утробе Ее зачатие младенца. И дивное было Его рождество так, что Божество во утробе Ее стало плотью, от Нее родился уже не человек, а Богочеловек Иисус Христос таинственным и непостижимым образом. Он питался Ее млеком, покоился на ее руках; Она повила Его пеленами и положила в ясли. Потом до совершенного возраста Он дышал нашим земным воздухом, вкушал хлеб, выросший на полях нашей земли, пил воду, спал, трудился, болезновал, скорбел, был гоним, пострадал на кресте, умер, воскрес и вознесся на небо. Здесь самое важное то, что Он нашу плоть принял; еще важнее то, что мы в таинстве приобщения принимаем Его плоть, облекаемся во Христа, одеваемся в ризу спасения, Он преискренне нам приобщался, а мы Ему, так что Он в нас живет, а мы в Нем. «Великая это благочестия нашего тайна», – сказал Апостол. Тайна, ибо Бог принял нашу плоть и кровь, а мы, приобщаясь принимаем Его плоть и кровь. Он пострадал за грехи наши для оправдания нашего, и с своей плотью и кровью Он передал нам Свои страдания, как будто мы сами страдали, чтоб с Ним прославиться. Он проложил нам, так сказать, дорогу, путь, по которому и мы должны идти к небесам, не уклоняясь ни от скорбей, ни от страданий житейских. Он был распят, и мы должны распять себя со страстями и похотьми. Он был во гробе, во утробе смерти и мы должны пройти врата смерти. Он воссел на престоле величествия на высоких; туда и нас Он возвести хочет. Господь крепко возлюбил нас, если такую чрезвычайную меру, такой величайший способ употребил для нашего спасения; «за то и нас никто и ничто не отлучит от любви Божией, – ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни будущее», – говорит Апостол. Скажешь: «Господь будет судить нас, когда придет со тьмами святых ангелов». Да, Он будет судить весь мир, и осудит только грешников нераскаянных, безбожников, умирающих и погибающих во грехах; а нас оправдает, ибо мы раскаемся в наших грехах, отстанем от грехов, ибо мы любим Его всей душой, всем сердцем и всем помышлением нашим. Мы во Христа крестились, во Христа и облекаемся, живем по-христиански, идем путем узким и не отступим от Христа Бога – ни в жизни, ни в смерти, ни после смерти. О! Если бы это было так! Сколь прискорбно, что много званых, а мало избранных, что так мало ныне приобщалось христиан святых и животворящих таин. Держитесь, христиане, Бога во плоти, пришедшего на землю, держитесь Христа, если хотите спастись. К евреям пришел Господь, к своим, но они Его не приняли; а мы приняли Его, за то Он нам дает власть и право называться Его чадами, введет нас в рай, и мы с Ним царствовать будем вовеки веков.

Христос рождается, славите. Христос с небес, срящите. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle