Источник

195. По случаю жалоб родителей на детей

Христиане! Великое слово – жизнь. Много дум наводит это слово, много радостей и печалей доставляет она человеку. Радуйся, утешайся жизнью ты, которому жизнь дана на радость! Но что делать тому, которого жизнь столь горька, что не знает, за что взяться, на что броситься. Или, как говорит пословица: «куда не кинь, то все выходит клин». Все почти матери жалуются на своих детей. «Пять месяцев пролежала я больна, – жалуется одна из них, – от побоев сына моего». Другая говорит: «чисто разорил меня сын, все попропивал». «Что ж ты, чем ты ему отплачиваешь»? Спрашиваю мать. «Чем? Тем, что проклинаю его». «О, несчастная»! – отвечаю. «Ты губишь и его, и себя». «Материнское слово рано или поздно, теперь или после, убьет его, но и ты берешь на себя тягчайшее наказание». «А чтобы он пропал, а чтоб он света Божьего не видел, а чтоб его земля не приняла»! И подобные сим брани причитывает несчастная мать, убитая горем от сына. «Удержись несчастная! Есть Бог на небе, есть ад для отверженных». Но скажи мне прежде всего: кто тебя уверил, что он уже никогда не покается? Если Бог его терпит, почему же ты ему не терпишь? Мало ли на свете змей, лютых зверей? Мало ли бесов на земле? Однако Бог, Всемогущий Бог, не истребляет их. Зная совершенно, что бесы никогда не покаются, а более и более произведут зла в мире. Однако Господь все им терпит и не уничтожает их, хотя одного мгновения достаточно, одного слова Божия довольно, чтобы их всех истребить и уничтожить. Но если бы не было на земле бесов, если бы не было зла в мире, то было ли бы на земле и на небе столько мучеников, страстотерпцев и святых без искушений диавольских?

Настанет время, созреют плевелы посреди пшеницы, возрастет зло до известной меры и степени, явится антихрист, дастся полная свобода своеволию бесов и грешников. И тогда скажет Бог: «теперь конец злу, доселе дойдеши и непрейдеши». Праведника отведут в рай, а грешника – в ад вместе с бесами, а дракона, князя бесовского, прикуют навеки в кладезе бездны или на дне озера огненного. Вот когда уже будет конец всему. А ты не терпишь зла со стороны детей, искушения со стороны демонов. Понимаешь ли ты, сколь спасительно для души твоей такое твое огненное искушение? Разве страдания мучеников были легче твоих страданий? Разве страдания Сына Божия безгрешного были менее тягостны твоих? Да кто ты такая, дерзнувшая роптать на Бога и проклинать детей своих? Загляни в грязную, испачканную грехами свою душу. Не во грехах ли ты рождаешь своих детей. Не во грехах ли ты живешь? И не должна ли ты за свои тяжкие страдания день и ночь благодарить Господа за то, что Он самый целебный, самый спасительный огонь искушений избрал для очищения души твоей именно: пьянство, разврат, грабеж, богохульство твоих детей или твоего мужа? Терпи, страдай, умилостивляй Господа, проси Его о помиловании, да пощадит тебя Господь и твоих детей. Ты мучишься, ты страдаешь? А не большее ли страдание, не большие ли муки в совести и в сердце тех, которые грешат и которых ожидает смерть, суд Божий и муки вечные? Молись за них, а не проклинай. Быть может, Всемогущий и Всемилостивый Бог приведет всех их и нас к пристани покаяния. Помяни нас и их, Господи в Царствии Твоем! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle