Источник

43. На тот же день

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». (Лк. 1:28)

Рассуждая по-человечески, подумаешь: почему бы не сказать Ангелу Божию к Деве Марии: «радуйся прекрасная Дева! так как от Нее имел родиться краснейший из всех сынов человеческих. Радуйся, знаменитая, радуйся, мудрая Дева!» или другими более пышными словами: мог бы ее приветствовать. Нет! Он говорит: «радуйся, Благодатная!» Радуйся, потому что у тебя много благодати, радуйся, что Господь с Тобою и при тебе, и в тебе. Такое приветствие едва ли бы обрадовало мирскую какую деву, потому что девы мирские вовсе не заботятся о приобретении благодати, а все их внимание обращено на приобретение красоты, богатства, нарядов, земной мудрости и славы. Но земная красота тленна: посетит иная болезнь и обезобразит лице твое, богатство и наряды тленны и временны. Мудрость земная тоже суетна и бесполезна, но благодать – это такое сокровище, которого нельзя на земле заменить ничем. Благодать дороже всякой красоты, ибо она дает человеку красоту нетленную, неувядаемую, вечную, дороже богатства и нарядов, потому что никогда не изменяется, никогда не уменьшается и есть источник всякого богатства, земного и небесного. Мудрость земная мимолетна и со смертью оставляет человека, а мудрость благодатная есть источник неиссякаемый и земной, и пренебесной мудрости. Как Пренепорочная Дева Мария приобрела благодать? Чтением пророческих книг, молитвой, Богомыслием и смирением.

Чтение святых книг действительно умножает благодать, ибо в них обильно текут струи Духа Святого. Св. Предание говорит, что Дева Мария в минуту посещения Архангела читала книгу Пророка Исаии и именно то место, где сказано о рождении от Девы Еммануила или Богочеловека. Да в словах Божиих Дух Божий пребывает! Пренепорочная Дева Мария проводила время жизни, особенно нощное, в молитве. Молитва есть разговор с Богом: с кем говоришь, того и дух получаешь, привлекаешь, приобретаешь. Если чаще держишь в руках сосуд с ароматами, то запах остается на руках. Также она занималась Богомыслием. Бог был с Девой Марией, потому что она была всегда с одним Богом, Ему одному открывала все тайны своего чистейшего сердца. За то и Бог ей открывал глубокие свои тайны, которые она сокрывала в своем сердце. А главный источник благодати было ее смирение: чем глубже смирение, тем больше, тем глубочайшие открываются источники благодати Божией. Смирение – это такой магнит, который сильнее всего на свете привлекает благодать Божию. Ни молитва, ни чтение, ни пост – ничто не может быть столько действительно и сильно для умножения благодати, как смирение. Вот почему сама царица Небесная сказала: «возрадовася Дух Мой, о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Но как стяжать истинное смирение? Вот вопрос, который должен занимать наши мысли всю жизнь, о котором вопрошать мы должны Бога и всех святых? Смирение приобретается полным самоотвержением, совершенным отречением от себя и от всего мира, презрением всего мира, презрением себя, своея красоты, богатства, страстей, грехов. Надобно полюбить убожество, нищету, кротость, терпение, любовь ко всем, благочестие, непрестанную молитву, признание себя за ничто. Надобно питать пламенную любовь к Богу и ближним, хранить молчание, любить Богомыслие, терпение, всего желать всем, а себе ничего, питать презрение ко всему, что противно Богу, стяжать любвеобильное сердце, кротость в сердце, во взорах, в поступках, во всем чуждое всякого лицемерия. Вот славные черты истинного смирения. О, да дарует нам царица Небесная хотя десятую долю всех сих сокровищ.

Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle