Источник

118. Поучение на 6-й день Рождества Христова

Христос рождается – славите

Ирмос

И на небе рождается, и на земли рождается, и жертвеннике рождается, и в человеке рождается. На небе рождается: «Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс.2:7), – говорит Отец Небесный. На земли рождается – в Вифлиемской пещере: «и роди Дева Мария Первенца Сына» (Мф.1:25) – написано во Евангелии. На жертвеннике рождается; ибо является во образе Агнца, освящается Духом Святым, хлеб и вино претворяется в Тело и Кровь Христову, и раздаётся в снедь верным. В человеке рождается; ибо, тела наши суть Храм живушего в нас Бога, – мы члены Христовой Церкви, – мы дом Его, и Христос, Сын Божий, в доме сем (1Кор.6:19). Сколько таинственных рождений Иисуса Христа, а между тем Христос один есть! Христос по Божеству предвечно рождён от Бога Отца – в вечности и есть вечен, как Бог-Отец. Это величайшая тайна. Христос родился на земли от Пречистыя Девы Марии чрез Духа Святого, родился от утробы Девы Марии и от кровей Ея; между тем Она была Девою – до рождества Девою, и по Рождестве осталась Девою – опять тайна для нас непостижимая! Он закалается на жертвеннике и раздробляется на престоле и раздаётся человекам; а между тем остаётся всегда один в целом Агнце и в каждой частице – цел и невредим. Опять великая и непостижимая Тайна! – Христос принимается человеком, который делает Его новою тварью, – человек облекается во желает, помыслы устрояет, силами управлять, узы его составляет, и человек растёт в «меру возраста исполнения Христова – в мужа совершенна» (Еф.4:13); а между тем Христос остаётся Христом, a человек – человеком. Опять подумайте – сколько здесь таинственного заключается! Неудивительно! Дела Божии и должны быть таинственны; потому, что Бог есть невидим и непостижим. За то позволено нам не разумом понимать эти тайны; а верою, только верою разумною и безграничною.

Сказано тебе: «веруй» и веруй – и спасёмся: «иже веру иметь... спасен будешь, а иже не иметь веры – осуждён будет» (Мк.16:16). Когда Господь сказал Никодиму: «кто не родится водою и Духом – не войдёт в Царствие Небесное» (Ин.3:5). Да разве может человек вторично войти в утробу матери и родиться? Начал допытываться Никодим. Господь опять повторил ему тоже. Когда Господь сказал Иудеям: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь получит жизнь вечную» (Ин.6:54). «Да разве можно вкушать плоть человеческую?», – спросили они с сумнением. А ты, христианин, не будь неверующий, как Никодим, или как Иудеи, неверующие всему, сказанному во Святом Евангелии. Христос по Божеству давно, предвечно, родился – в вечности; Христос родился от Девы во времени; но родился ли – в твоей душе и в твоем теле, – об этом ты непрестанно должен помышлять? Живёт ли Он в тебе, и ты в Нем? Так ли ты живёшь, как Христос жил? Имеешь ли, такие добродетели? В вере ли ты, и живая ли в тебе вера? Ведь ты должен умереть для греха и ожить для Христа, – грех не должен жить в тебе, а Христос. Ты должен с Ним воскреснуть, или совоскреситься – должен явиться на Суд Божий, и потом царствовать на небе со Христом же? Не в Вифлиемские ясли, но в свое сердце ты чаще засматривай: живёт ли в Христос в тебе, и ты в Нем? Ибо, ты должен составлять один дух со Христом, одно тело; ибо, Он есть Глава Церкви и мы Его члены. Члены и Глава составляют одно тело, один дух с Господом. Когда явится на облаках Христос; то мы, если будем святые, подобны Ему будем, – и должны, соцарствовать Ему на небе, восседать с Ним на престоле, и жить с Ним во веки вечные. Какое высокое назначение твое человек! Какой святости от тебя требуется! Каких высоких добродетелей.

Христос рождается – славите. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle