Источник

Поучение 101. Образ падения и восстания грешника

Благочестивые слушатели! Я намерен побеседовать с вами сегодня о падении, несчастии человека: представить вам образ падшего человека, а с другой стороны представить пред вами человека грешного, освобождающегося от грехов, – человека, который старается исправиться и исправляется, удостоивается милости – благости Божией. Человек грешник является таким не вдруг, а постепенно. Часто сами родители бывают причиною погибели своих детей. Отчего? От того, что они с малолетства одевают их нарядно, приучают их к сластолюбию, к роскоши, льстят их самолюбию, хвалят их, оказывают им чрезмерную любовь. Дитя, воспитываясь в такой обстановке, видя такую любовь к себе своих родителей, приучается капризничать, требовать, чтобы угождали его прихотям, одевали, наряжали его, кормили лакомствами; потом, сделавшись взрослым, он выманывает у родителей деньги, зная, что за деньги все можно добыть. Если родители сочтут лишним угождать им, поблажать их прихотям, удовлетворять их капризам, давать им деньги для удовлетворения незаконных желаний, – они начинают ухитряться выманить деньги у родителей или хитростью, или воровством. Дитя начинает сначала с малого – с ничтожных по-видимому, шалостей и проступков: потом укрепляются в дурных привычках, явно обнаруживает свои дурные наклонности; и теперь уже не хитростью, не обманом похищают отцовское добро, а насилием: требуют, настаивают, чтобы родители давали им деньги для удовольствий и беспутных развлечений. Что же случается, если родители отказывают в требованиях своим испорченным детям? Сами они подвергаются оскорблениям. Но этого мало: такие дети, не получив от родителей денег, не задумываются украсть, чтобы только добыть средства для удовлетворения своим страстям; проступки их обнаруживаются; их арестуют, срамят. От проступков недалеко и до преступлений. А потом? Потом тяжело сказать, но нужно; потом суд, арестанские роты; ссылка на поселение, ссылка в каторжные работы... Кто причиною погибели таковых детей? Часто сами родители. Вам известен иоступок одного преступника, который пред самым наказанием на эшафоте пожелал увидаться со своею материю, и когда она подошла, откусил ей ухо, дабы она помнила, что сама причиною его наказания. Свобода, христиане, свобода причиною гибели человека, свобода свободная, испорченная своеволием, развратом, пьянством... Если есть старцы, которые не могут отстать от какой-нибудь страсти – от пьянства, или разврата, то что сказать о юноше во цвете лет находящемся? И неужели мы будем роптать на Творца, даровавшего нам драгоценную свободу? Отчего же человек, к сердцу которого коснется благодать Божия, сознает грехи свои, кается, проклинает тех, которые развратили его, борется, падает и опять восстает, и наконец исправляет свою греховную жизнь. Правда, что слабость человека велика, что диявол подвергает его искушению до гроба; однако человек находящийся под действием благодати, сознает вред греха, кается, бережется, молится Богу, просит у Него помощи к преодоление греховного навыка и освобождается наконец от его тяжкого бремени. Он сам видит, что если Бог попустил ему пасть в глубокую пропасть, то еще более станет предохранять, предупреждать, подавать ему помощь и средство к препобеждению самого себя, к преодоление худого навыка: то ударяя его в совесть, то препятствуя ему к достижению преступной цели, то отнимает средства к жизни, то наказывая недугами, оскорблениями, несчастиями, то жестокими ударами злостраданий. И вот такой человек, переставая грешить, иачинает смиряться, Богу молиться, врачует душу покаянием, слезами, смирением, молитвами, говением, предприятием великих подвигов самоотвержения, лишением себя всех удовольствий мира, наконец достигает того, что Бог примиряется с ним, а он с Богом; таковой умирает с чистою и покойною совестью, сознается пред духовником и пред целым миром, что он есть величайший грешник покаявшийся, вполне сознавший свое пред Богом недостоинство, неблагодарность, упорство и наконец великую милость Божию в прощении его грехов. О! Боже, будь Ты милостив к нам грешным! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle