Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Поучение 105. О земном благополучии

Есть ли на земле хотя один человек, который не желал бы себе благополучия? Однако многие говорят, что для земного благополучия слишком много требуется: будто бы для этого нужно и богатство, и мудрость, и здоровье и многое другое. А между тем мы видим, что иной при богатстве неблагополучен, с богатством несчастен и, имея много, ничем недоволен. Иной доволен, если имеет кусок хлеба, а другой и полными магазинами хлеба недоволен. Нет! Благополучие вещь такая, которую трудно уразуметь, потому что неодинаковое у людей желание, хотя все люди сотворены по одному образу. Воробей доволен зерном хлеба, а орел ищет для своей пищи мяса; мышь довольна крошками, а свинья непрестанно есть и никогда не наедается. Как между птицами и зверями есть обжорливые, так и между людьми. Но мы не о животном довольстве хотим сказать, а о душевном благополучии. А для этого, по-нашему мнению, не много нужно. Никого не обижай, и сам ничем в мире не обижайся – и ты будешь благополучен. Не говори никому обидного и неприятного слова, не бери чужой вещи, и ты будешь совершенно покоен. С другой стороны, скрепи сердце твое так, чтобы ничем и никогда не огорчаться: поносит кто тебя – молчи, – отнял кто что у тебя – перенеси с молчанием и ты будешь благополучен. Желаешь быть благополучным, – никого не трогай ни словом, ни делом, а говоришь, – подумай прежде: не обидно ли будет твое слово? Лучше больше молчать, нежели говорить. Молчаливый немолчных похвал заслуживает, – сказал св. Димитрий Ростовский. Иногда приходится великую беду нажить за какое-нибудь одно слово. Ты скажешь: «как я могу не обижаться, если кто-нибудь станет меня ругать, или отнимать мою собственность?». Да ведь ты хочешь на свете прожить благополучно? Во-первых – не отвечай на обидное; слово словом же, а перемолчи; ибо от слова, как от одной искры, может произойти большой пожар. Разве возможно прожить, чтобы кого-либо не обидел или словом или делом? Зато возможно переносить обиды. Против обидного слова старайся отвечать одним молчанием, – и тебя не глубоко поразит слово твоего врага. Если кто обижает тебя на деле, отнимая твою вещь, – ты, или не имей лишних вещей, чтоб у тебя не воровали, или прячь подальше, чтоб не соблазнить вора, или, если украл кто у тебя, не обижайся, – тебе Бог даст все необходимое. Вы знаете, что ни на кого Бог так не огорчается, как на обидчика своего ближнего, никого столько не любит, как долготерпеливого и молчаливого. Отчего в жизни столько неприятностей, спросите? От того, что или мы кого обижаем, или нас обижают, да мы не можем перенести обид терпеливо. Тот истинно благополучен, кто ничего не желает; тот благоденствует, кто никого не обижает и ничем не обижается. Обиды от ближних необходимы для нашего спасения, и даются нам от Бога по мере нашей переносчивости, но если мы обидим ближнего, особенно невинного против нас; то Бог нас за это накажет. Сказал же Бог: в терпении вашем стяжите души ваши. Терпеливый и молчаливый благополучнее всех.

Господь да укрепит нас, да оградит нас от неприятностей! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle