Источник

Поучение 12. В неделю 11-ю по Пятидесятнице

Не подобате ли и тебе помиловать клеврета твоего, яко же и Аз тя помиловах? (Мф.18:33)

Желал бы я, чтобы все те, которые своего брата заключают в темницу за долги, прочитали бы с величайшим вниманием ныне прочитанную во святом Евангелии притчу Господа. Говорю: прочти эту притчу несколько раз, и старайся хорошо и ясно понять ее и уразуметь. За что ты заключил брата в темницу? За долг, за кусок серебра или золота? Нет – за клочок сена, или за змею, ибо мы знаем святых, которые кусок золота одним словом своим превращали в сено или в змею, например преподобный Спиридон, епископ Тримифунтский. За клочок сена и за змею ты запер брата в темницу, лишил его свободы, посадил его на хлеб – на воду, чтоб он был голоден, на соломе лежал, и света Божиего не видел. Плачет семейство, плачет и он, умирает с голоду семейство, умирает и он, жена умирает, и дети гибнут, ибо остаются без учения, без хлеба, без всякой помощи. Какую ты получил прибыль? Натешился бедою ближнего – и только, долга не получил, – убыток понес, ибо должен был сам его кормить, а браней от соседей, а проклятий от жены и от детей сколько наслушался? Ко всему этому, над тобою всегда будет висеть гнев Божий. За что? За то, что ты жесток и немилосерд, и за то, что не любишь ближнего, не исполняешь заповедь о любви, в которой сказано: «Люби ближнего как самого себя»3. Если бы ты любил брата как себя, то ты сам посидел бы в темнице, за долги ближнего твоего, особенно если он многосемейный. Еще за что Бог на тебя гневается? За то, что ты бессовестно читаешь в молитве: «остави нам долги наши, яко же и мы оставлять должником нашим»4. Так и будет, так и поступит с тобою Господь. Он так тебе простит долги, как ты прощаешь ближнему. Ты ему не прощаешь долга, не простит Господь и твоих долгов, грехов, беззаконий. А знаешь ли ты, сколько ты Богу должен? Много талантов5. Сколько это? Если на наши деньги перевести, так будет 15 800 000 р.! Нет, ты еще больше должен. – Ты весь в долгах, и душа – должник, и разум – должник, и совесть, и память, и сердце, – словом – каждая кость твоя, каждая жила, каждая капля крови, каждая сила души – все твои части и силы души должники Богу, даже кожа твоя – должник Божий. Кто тебя сотворил? Кем живешь? Чьим воздухом питаешься? Чей хлеб ешь? Чью воду пьешь? По чьей земле ходишь? Одно только знаю, что твое родное, – грехи твои, а прочее все Божее, что только в тебе и около тебя. И то, за что посадил ты брата в темницу – не твое, не твое, ибо спрашиваю: кто тебе дал деньги? Кто тебе дал и дает все, что ты имеешь? Один диавол может дать тебе то, чего не дает тебе Бог, а диавол дает человеку одни грехи. Подожди, прийдет Господь со тьмами святых Ангелов, прийдет расчитываться с рабами своими, то есть, со всеми нами, ибо мы все Его рабы, потребует Он от нас великого расчета и отчета и ответа во всем, до последней полушки, до последней нитки. Что ты скажешь Богу? Чем заплатишь? Бог скажет тебе: «Я тебе простил бы величайший долг, но ты и малого долга не простил своему ближнему. Я оказал бы тебе любовь, но ты сам оказал безмерную жестокость своему ближнему, когда заключил его в темницу и морил голодом все его семейство. Я просил бы тебя, но ты в молитве: Отче наш – ежедневно умолял меня, чтобы, я тебе так простил все твои долги, как ты сам прощаешь ближним: то есть, чтобы Я вовсе не прощал бы тебе неищетных твоих долгов, так как ты сам поступил жестоко, сурово против твоего ближнего, чтоб по твоему примеру, и Я поступил бы с тобою также строго, жестоко, сурово, как ты поступал с ближним своим?» У некоторых народов за долг продают должника жену и детей в рабство, и все отнимают, что имеет цену в уплату долга. «Я», – как бы так скажет Бог, – «отнимаю от тебя все что ты от меня получил – все, образ Мой, благодать Мою и все Мои дары, таланты, силы и способности – разум и волю, а при тебе останется только твое грешное тело, которое грешило всю жизнь, грешила душа, страсти и образ диавола, которого ты слушал и которому ты повиновался, – ступай, иди во тьму темную, и сиди за долги твои всю вечность. Боже! Спаси нас от такого тяжкого ответа и помилуй нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle