Источник

Поучение 134. Страсти причиною всех раздоров между человеками

Откуда брани и свари в вас; не отсюду ли, от сластей ваших, воюющих во удех ваших. (Иак.4:1)

Смотря на жизнь нынешних христиан, приходит на мысль этот вопрос св. Апостола Иакова, – вопрос о том: «Откуда у нас раздоры, откуда распри и ссоры?» Св. Апостол вопросом же на этот вопрос отвечает, и метко указывает на причину раздоров семейных и общественных: «Не от того ли, говорит он, что вожделения ваши воюют в членах ваших?» Итак, причиною раздоров Апостол полагает вожделения: «Вожделения ваши воюют в членах ваших». Надобно нам обдумать это изречение Апостола, надобно оное понять и уразуметь.

В самом деле, зайдите в какой вам угодно дом христианский, вы непременно услышите спор, или раздор, или распри. Правда, что это не случается каждый день, но в неделю, в месяц, или же и чаще непременно это случается. Сладко жить в том семействе, где есть мир, тишина, любовь и благочестие; там пребывает и Бог и Ангелы. А там, где споры, распри и неприятности – очевидно, что там нечистая сила завелась. Мы то и сами в этом обвиняем беса, а не себя, и говорим: «Это диавол меня искусил, к этому нечистый меня побудил». Ужасное дело – зависеть от воли диавола, быть в его власти. Однако диавол не есть начало раздора, – начало это скрывается в нас самих, как и Апостол сказал: наши вожделения, наши страсти. Не будь у нас этой болезни, диавол не мог бы действовать на нас. Страсти эти суть: гордость, зависть, самолюбие и сластолюбие. Если бы мы не гордились один против другого, если бы не завидовали один другому, если бы не предавались роскоши; то не было бы между вами раздоров. Смотришь: отец семейства по гордости принимает на себя суровый вид, хочет показать свою власть, или имеет привычку напиваться и вносить раздор в свое семейство. Пока трезв, до тех пор и человек, как человек, до тех пор мир и тишина в доме; как только сходил в питейный дом, или встретился с подобным себе приятелем, так хоть из дому беги. То мать-старуха желает показать свое право, свою власть – постоянно нападает на детей: «То то, не так, то другое не так, то в этом меня не послушали, то то, по-моему не сделали». Вместо того, чтобы сидеть, где-нибудь в углу, да Богу молиться, оплакивать старые свои грехи, она покоя не дает домашним: во все дела вмешивается, всех берется учить, всех беспокоит – смотри и детей доводит до греха. Особенно эти старухи любят учить чужих детей, – и нет нигде покоя невесткам. «Почему ты ее не учишь, – говорит она своему сыну? – Видишь, как она у тебя глупа». И ей приятно сеять раздор между детьми. В одном доме тесть или теща сварлива, в другом свекор или свекровь; там отец с сыном не мирны, в другом месте мать с дочерью не ладят. А все причиною сему вожделения, как сказал Апостол, – или зависть, гордость, самолюбие. От этого нет любви между домашними; а где нет любви, там нет и благочестия, там нет и веры в Бога. А диавол пользуется такими случаями. Что ни праздник, что ни пост, то и спор в брань в доме: старший сказал слово – младший два, одно другому не молчит, одно другому не уступает. Дело начинается с пустого, а оканчивается тем, что или всё подрались, или все в доме перебили. Так живут только идолопоклонники, а не христиане. Ибо можно ли назвать христианским то семейство, где с утра до вечера слышишь одни раздоры, споры, ругательства и неприятности. Зачем сами христиане лишают себя мира и спокойситвия? Думаете, что подобные раздоры бывают в домах бедняков? Нет, вы их повсюду встретите: и в домах богачей, и в хижинах бедняков, потому, что диавол, как лев рыкающий ходит, ища, кого поглатить. К несчастью, весь мир христианский ныне кипит раздорами. Когда вода в море не волнуется, посмотрите, как ясно отражается в нем солнце, луна и все светила небесные, а во время бури и волнения этого не увидите. Так, где мир, тишина и спокойствие в семействе, там Бог в сердцах пребывает, там Ангелы Божии присутствуют. Не давайте места в сердце вашем страстям, если хотите, чтобы мир был в семействах и в душах ваших; обуздывайте гордость, зависть, сластолюбие, ненависть и празднословие. Страсть – это пища диавола, это искра, которую он старается раздуть в большой пламень. «На кого воззрю, – говорит Господь, – только на кроткого и молчаливого, трепещущего словех Моих». Замечательно, что раздоры бывают чаще в том семействе, где употребляют более хмельных напитков. Изгоните этот греховный обычай из домов ваших, и вы избегните много скорбей, несчастий, раздоров и неприятностей. Бог любит мир и миротворцев иазывает сынами своими: «блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»130.

Христиане! Все зависит от нашей воли. Зачем отдавать себя во власть диавола? Зачем давать ему повод раздувать искру раздора в большой пожар? Зачем убивать друг друга словами? Зачем сокращать друг другу жизнь? А живет между вами такой, который любит раздор, – молитесь за него Богу, старайтесь любовью и молчанием обуздывать дерзость. Что может быть драгоценнее, как в семействе, мир, тишина, любовь, соглаcие, благочестие и набожность. Один другого вразумляйте, один другого наставляйте, один другого утешайте. Дайте место Миротворцу в вашем сердце; не давайте же повод диаволу посмеиваться над вами. От вздорливого и буйного сердца не приемлется Богом молитва; от гордого и не мирного духа не принимается всякое прошение. Кто желает мира, тот его найдет, а кто ищет раздора, тот его везде встретит. Есть люди, которые до того озлобили свое сердце, что и на ветер гневаются, и холод бранят, и всякую вещь поносят, – такое уже у них злое сердце. А как вы думаете, братие, явиться на тот свет с злым сердцем? Оно и там будет немирно, непокойно. А с таким сердцем, разумеется, не дадут места в раю. Если Господь будет судить нас за всякое праздное слово; то какого наказания должно ожидать от Бога тем, у которых с языка срывается слово и гнилое и язвительное, и лукавое и злое, и бранное и сварливое и особенно божьба и проклятие. Такой язык сам себя осуждает, сам себя обрекает вечному адскому пламени.

Господи! Умиротвори наши души и сердца, дабы мы не губили друг друга, не угрызали друг друга и не явились бы с злым сердцем на суд Твой. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle