Источник

Поучение 2. В неделю 7-ю по Пятидесятнице

Изгнанну бесу, проглагола немый. (Мф.9:32)

В прежние времена было более бесноватых глухонемых, нежели ныне, ибо прежде люди и бесы любили больше молчать, нежели говорить, а теперь напротив – более таких бесноватых, которые не любят молчать, но много говорить, пустословить, празднословить. Глухонемой вреден только для себя, а многоречивый вреден и для себя и для тех, которые слушают его. – Ты говоришь: «Я – мирской человек: как мне не говорить? Я человек не духовный, не монах, – мне, значит, можно говорить много, жить весело, наслаждаться благами земными больше других». – Если так, то почему Сам Господь осуждает мир и его обычаи? Почему Сам Господь полагает различение между мирским и духовным человеком? Для чего Апостол повелевает жить не по плоти, но по духу, и говорит: «не любите мира, ни всего, что в нем?» А мирские люди живут по плоти, а не по духу, трудятся для временной плоти, а не для бессмертного духа? – Что значит жить по духу? – Значит жить и поступать по правилам святого Евангелия и по заповедям Христовым, жить же по плоти и для плоти – значит жить так, как требует наша плоть, страсти наши, мир и дьявол, по-мирски жить – значит жить греховно, жить по-мирскому, значит жить противно воли Божией, празднословить, смеяться, много говорить, гулять, пировать, гордиться, грешить, жить по своей, а не по Божией воле. Кто живет по-мирскому, тот имеет и мирские нравы, и мирские привычки, страсти, склонности, имеет мирские мысли, мирские желания, мирской дух, – дух нечистый, грешный, бесстыдный, богопротивный. В житие прп. Памвы написано, что был у него в монастыре один старец, который, имея мирские нравы, не только не слушал наставлений Памвы, но еще поносил его, говорил развращенное, противное и неправое, по примеру мирских и бесчинных людей, и другие, смотря на него, соблазнялись. Что делать? Как его было исправить? – Оставалось только или выгнать его из монастыря, или выгнать из него сего мирского, нечистого духа. Однажды во время молитвы к прп. Памве явился Ангел и сказал: «Знай, что этот старец соблазняет иноков, надобно его удержать от бесчиния и исправить заповедями» – «Я давно это сделал бы», – отвечал прп. Памва, «если бы знал, что могу его исправить, но не смею ему сказать что-либо суровое, дабы слово мое не показалось ему не сладким, а горьким, и он уйдет до пустыни». – И стал Памва молиться за этого миролюбца – и вдруг видит, что из него в виде дыма выходит дух хульный, нечистый и бесстудный! – Вот, христиане, что значит мирской дух! Итак, если каждый мирской человек имеет ту или другую страсть, а страсть показывает, что в том или другом человеке есть тот или другой злой дух: дух ли сребролюбия, или гордость, или дух пьянства, или распутства, или зависть, или привычка много говорить, смеяться, ругаться, празднословить, то неявно ли, что в каждом мирском человеке есть тот или другой бесстыдный, нечистый и хульный дух, который, хотя для очей наших невидим, однако все же есть, действительно есть, ибо, если нет в человеке Духа Святого, духа кротости, смирения, любви, благочестия, то обязательно должен быть дух гордости, зависти, ненависти, пьянства, разврата, сребролюбия или другой какой-либо дух. Впрочем, многие не сознают этого за собою, не чувствуют в себе присутствия того или другого духа, хотя ту или другую страсть, тот или другой дух имеют, но не признают его для себя вредным, пагубным. – Грешник свыкается с таким нечистым духом также, как свыкается больной с нечистым, лазаретным воздухом. – Присовокупите еще к сему нечистому мирскому духу тот дух нечистый, который приобретают христиане дружбою, хлебосольством и разговорами с евреями, с армянами и с другими еретиками. – «Тот же ты человек, да уже не тот образ у тебя, – ты потерял благодать крещения», – сказал преподобный Памва молодому иноку, который имел несчастие побеседовать на пути к монастырю с одним евреем и из которого по молитве же прп. Памвы дымом вышел нечистый дух. Это значит – потерять благодать крещения, значит – потерять все святое.

Господи! Ты сам изжени нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердцах мирских человеков! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle