Источник

Поучение 67. В неделю 23-ю по Пятидесятнице

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. (Рим.10:33)

Для настоящего поучения беру приведенное изречение священного писания и хочу показать: до чего разум человека, помраченный себялюбием и разными страстями, извращает истину Евангельскую!

Дух святый устами св. Апостола Павла говорит: «никто не ищи своего, но каждый пользы другого». Как понимать эти слова? Никто не ищи своей пользы, никто не говори в свою пользу, никто ничего не делай в свою пользу, а каждый говори, ищи и делай для пользы ближнего своего. Так и должно быть по учению высокой любви Христовой. Иисус Христос говорил и делал все только для пользы ближнего, а не для себя; Он снишел с неба для нас; Он родился, учил, жил, творил чудеса, страдал и умер для нас и ради нашего спасения, а не для Себя. В чем Он мог нуждаться, находясь на небе в лоне Отца небесного? Чего у Бога нет, чего бы не было у Сына Божия? Может ли сын царский иметь в чем-либо нужду, если у самого царя все имеется? А у Царя небеснаго, сотворившего все сокровища земные и небесные – все, все есть. Но Сын Божий для искупления несчастных грешников оставил небеса, сошел на землю, взял на Себя грехи, проклятие и смерть, и доказал тем, что Он нас возлюбил до смерти, даже до крестной, самой мучительной смерти. Кто из нас так кого любил? Кто так за кого в жизни пострадал? Он нас учил любить ближнего, так как мы сами себя любим. Правда любовь эта высокая: желай ближнему того, чего себе желаешь; угождай ближнему столько, сколько себе угождаешь; давай ближнему благ земных столько, сколько себе берешь. Мы обыкновенно говорим: «Если я ближнему стану подавать столько, сколько собираю для себя, а ближних много; то раздавая всем, хотя бы иметь огромное богатство, я непременно «обеднею, обнищаю». К тому-то и должно бы вести учение христианское; ибо если Иисус Христос обнищал нас ради, то и мы по примеру Его должны обнищать. Но мы этого не можем сделать: у нас жена, дети, свои нужды. Пусть так. Но учение христианское говорит: «Если ты не хочешь взойти до такой высоты, чтобы ради Иисуса Христа обнищать, – по крайней мере раздавай ближним то, что имеешь лишнее, что употребляешь на свои прихоти, что лежит в твоих кладовых на лета многа: этого довольно для христианского твоего совершенства. Узнавай о крайних нуждах твоего ближнего: сироты, вдовицы, странника, больного, нищего и бесприютного и окажи ему христианскую любовь: напитай его, обогрей, если можешь, одень, если можешь, построй ему хижину, дай лекарства, если он болен, дай одежду, сделай гроб. И этого для тебя довольно. Ты не можешь подражать высокому примеру Спасителя, Который все отдал нам, а Себе ничего не взял; Он не имел Своей хижины, один только хитон носил во всю жизнь, жил на земле милостынею и подаянием; ты так не можешь жить: отдавай по крайней мере ближнему лишнее твое. Апостол говорит: «не ищи своей пользы, а пользы ближнего.» Есть примеры, когда отец или мать живут только для своих детей, сами голоду подвергаются, а детей стараются накормить; сами на холоде остаются, а детей стараются обогреть; сами одеваются в рубище, а детей стараются одеть прилично. Эти родители очевидно ищут пользы детей своих, а не своей. Так заповедует Апостол любить и каждого ближнего, как бы так говоря: трудитесь, христиане, братия, но не для своей только пользы, а для пользы ближнего. Действительно, на земле был бы рай, если бы мы трудились один для другого, если бы мы заботились только о пользе ближнего нашего. Сего премилосердый Спаситель желает нам, требует от нас; но мы не только не стараемся подражать Его любвеобильному примеру, не только не внимаем Его Божественному учению, но даже дерзновенно перетолковываем Его учение в противную сторону, извращаем смысл Его Божественного учения, и, как бы, осмеиваем Его пренебесную мудрость. Посмотрите и послушайте: как безрассудный, плотской разум наш извращает учение Евангельское. Вы слышали изречение Апостола: «никто не ищи пользы своей, но пользы ближнего». Это значит: покупаешь ли что, покупай с пользою для ближнего; продаешь ли – продавай с пользою для ближнего; строишь дом – имей в виду пользу ближнего; трудишься – трудись на пользу ближнего. Но послушайте, что разум наш делает, как он извратил это мудрое учение Евангельское? Он говорит: «все пусть работают для меня и все пусть делают только для моей пользы, а я сам ни для кого ничего не стану делать. Кому нечем жить, пусть себе умирает с голоду, только бы мне было хорошо на свете жить». На этом то учении разума основаны все дела, все расчеты нынешних христиан. Есть такие христиане, на которых все работают. Не говорю, что есть вельможи, господа, землевладельцы, на которых тысячи рук работают или даром, или за ничтожную плату – и не могут сказать – довольно; не могут наполнить магазинов, не могут удовлетворить жадности к удовольствиям, к деньгам, к роскоши и прихотям. Есть люди столько роскошные, столько расточительные, столько жадные к деньгам, что работай на них весь мир, не утолить их жадности, не удовлетворить роскоши и расточительности. «Я хочу, чтоб на меня все работали, а я ни для кого, и ни на кого». И, действительно, работают на него земледельцы, ремесленники, мастеровые и рабочие, а он только потом и кровью их питается. Вот земледелец вскопал свое поле, засеял, потом снял, свозил домой, отеребил семена – чего стоят эти труды? Сколько силы истрачивается на все это? Но вот нужда гонит его в город – и здесь он попадается в руки таким людям, которые не знают его трудов, а потому назначают ему произвольную цену, обмеривают, обвешивают; и он возвращается домой почти ни с чем. Есть люди, которые ждут трудов земледельца, как зверолов выжидает добычи, как рыбак ждет у моря погоды – и наживают миллионы потом и кровью несчастного трудолюбца. Это ли любовь к ближнему? Это ли христианская любовь? Сколько трудолюбцев есть в этом города, которые и здоровье, и силы теряют для того, который ни во что ценит труды их? Богач выжидает нужды бедняка, чтобы за бесценок купить силы и здоровье своего ближнего, и заставить работать, только на себя и для своей пользы. Он земледельца не спрашивает: каких трудов стоит ему его хлеб – нет: ему говорят: «у нас такая-то цена на твой труд – и мы не имеем права завышать ее». У рабочего не спрашивают: чего стоить его труд, а говорят: «вот тебе цена: работай или умирай с голоду». Сколько хитростей и обмана у этих богачей, которыми они опутывают бедняков, чтобы только за бесценок заставить работать сих несчастных в свою пользу. «Что мне до твоих нужд? Мне нужно наживать миллионы, мне нужно строить огромные дома, мне нужно иметь дорогую мебель, мне нужно много на роскошь, на расточительность, на театр, – а ты хоть умирай с голоду». Видите, до чего извращается, до чего доводится учение Евангельское! Но это только обыкновенное зло, которым хвалятся богачи, как благодетели. Возьмите во внимание лихвы, проценты, обманы, хитрую торговлю, – это Вавилонский столп, который всеусердно воздвигают богатые; это такое мрачное облако, в котором и совесть, и честь, и благородство, и все помрачается, унижается, попирается ногами. Это такая сеть, в которую диавол запутывает все силы души человеческой до того, что они и до смерти не распутаются. «Только бы мне хорошо было, а до тебя, до твоих дел, до твоих нужд, какое мне дело?» Такое учение уже не христианское, а диавольское. Неудивительно после этого, что те, которые в жизни руководствуются сими правилами и правами – ни в Божию церковь не ходят, ни св. постов не соблюдают, священников презирают, и учения Евангельского знать не хотят. Но погодите: вечно на земле жить не будете; впереди вас ожидает смерть и суд Божий, а знаете, что ни иота, ни одна черта закона Божия не останется без поверки с нашею жизнью, с нашими делами. Там раскроют св. Евангелие и скажут: прийди и виждь, – посмотри в это зерцало: «каков ты, какова была твоя жизнь на земле, твои дела; там раскроют совесть твою со всеми пятнами греховными; там раскроют разум со всеми житейскими хитростями, – раскроют сердце со всеми нечистыми пожеланиями. Не знаю, о чем эти люди думают в жизни своей? В жизни-то известно, о чем думают, но думают ли о смерти неизбежной, о Страшном Суде Божием? Впрочем, это их дело, а наша обязанность помнить учение Евангельское и в точности оное исполнять. «Никто не ищи пользы своей, но каждый ищи пользы ближнего». Ищи пользы ближнего всегда и во всем: живешь ли, работаешь ли, говоришь ли, – живи, работай и говори, только для пользы ближнего, особенно нуждающегося.

Имеяй уши, да слышит, что говорит Дух Святый. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle