Источник

Поучение 68. В неделю 23-ю по Пятидесятнице

Моли Его весь народ страны Гадаринския отыти от них, яко страхом велиим одержими бяху. (Лк.8:37)

Благочестивые христиане! Весь народ страны Гадаринской стал просить Иисуса Христа удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом.

Спросите же: что навело на Гадаринских жителей такой непомерный страх? Неужели то, что Господь наш Иисус Христос изгнал из одного несчастнаго человека легион бесов? Но это должно было внушить еще большую к Нему любовь, потому что Он по бесконечному милосердию своему из единого сострадания уврачевал им такого человека, который с давнего времени не одевался в платье и жил не в доме, а во гробах, и, гонимый по лесам и пустыням, городам и весям, наводил страх и ужас на всех окрестных жителей. От этого-то страха и ужаса Спаситель освободил их, прогнавши весь легион бесов, который составлял шесть тысяч злых духов – в пучину морскую, позволивший им первоначально войти в стадо свинное. Сколько же было всех этих нечистых животных? Четырнадцать тысяч, которые принадлежали всем жителям страны той. Итак – не изгнание бесов, но потеря стольких животных побудила их умолять Господа удалиться от них. Неудивительно, что жители страны Гадаринской показали столько безумия в удалении от себя Источника жизни нашей; они были язычники, они не знали, что среди их явился Единородный Сын Божий – второе лицо Пресвятой Троицы, – который, по бесконечному милосердию своему, из единого сострадания к роду человеческому, падшему чрез искушение от диавола во глубину всех зол и несчастий, и подвергнутому грехам всякаго рода, болезням и самой смерти; Он оставил лоно Отца небеснаго и пришел в злосчастный мир сей, чтоб научить людей путям спасения и будучи безгрешным взять на себя проклятое и грех всего мира, пострадать за грешников и умереть на кресте, с тем, чтоб всех грешников спасти от смерти и вечной погибели и ввести в рай. Ничего этого Гадаринские жители не знали; им казался страшным не грех, не демоны, но то, что они лишились любимых ими животных, которыми они питались. Поэтому нам нечего удивляться такому безрассудному их поступку. Мы, которые все это знаем и видели столько чудес, совершенных в жизни Господом, знаем Его Божественное учение, видим благодать, действующую чрез таинства и чрез святых, – почему мы отказываемся от Христа и Бога? И хотя мы лично Ему не говорим «удались от нас», однако поступками своими, громче слов показываем, что мы не любим Его, что мы желали бы, чтобы Он и нас и наши любимые страсти оставил бы в покое. Спрошу: отчего иные не ходят в церковь Божию на молитву по праздникам, не совершают в доме молебствий, чуждаются и пастырей, и нищих братий, отвергают учение Евангельское и силу святейших таинств и не веруют в домостроительство Божие о нашем спасении? Им жаль расстаться с любимыми страстями, – с роскошью, с богатством, с гордостью. Ведь если ходить им в церковь, так надобно перестать предаваться удовольствиям, ибо невозможно служить Богу и мамоне. Если принимать в дом нищих, то надобно рассориться с богатыми, и нельзя надевать на себя богатых нарядов. Если читать св. Евангелие, то надобно прекратить чтение соблазнительных и вредных книг. Если читать Евангелие, то надобно же его исполнять, а оно от нас требует много такого, что противно нашей плоти и страстям. Если слушать поучения церковные, да входить в беседу со священником; то, пожалуй, это сближение станет беспокоить совесть, станет напоминать о том, что надобно подавать милостыню, жертвовать на церковь, творить добрые дела, говорить всегда правду тогда, когда неправдою только и живешь на свете, скупостью только и собираешь, обманом только и питаешься. Как читать Евангелие, когда там написано – подавать милостыню, да еще щедрую, а если не имеешь детей, так Господь советует все имение раздать нищим, как тому Евангельскому юноше, который отыде от Него скорбя60. В Евангелие советуется непрестанно молиться, а иному некогда и раз в день помолиться по многоделию; там сказано не гневаться на брата, а я не могу не гневаться; там сказано любить ближнего как самого себя, а я только самого себя люблю, да жену, да детей своих; там сказано: не укради, а я без хищения хитрого да тонкого жить не могу; там сказано: не прелюбодействуй, а я не могу не питать похотей, которые природа мне внушает, там сказано: «не пожелай жены ближнего твоего, ни вола, ни осла, ни села», а я желал бы все прибрать к своим рукам; там запрещается делать худое и грешное, отчего я никак отстать не могу; там повелевается делать только добро, к чему я принудить себя никак не решаюсь; там запрещается пьянство, а я привык к этому подобно другим; как же мне отстать? Там запрещается в посты употреблять в пищу мясо, рыбу, вино и елей, а я так привык ко всему этому, что не могу отказать себе в этом даже и в посты. Не стану читать никогда Евангелия, ходить в церковь, не стану потому что чтение беспокоит, тревожит мою совесть: священника никогда не приглашу в дом, икон больших и дорогих не стану ставить в моих комнатах, курения ладана не люблю». Так думают и говорят многие, не желая расстаться со своими задушевными страстями и грехами; онн почти явно отгоняют от себя самого Иисуса Христа. Многие отворачиваются от священника, закрывают, ставни, чтоб не слышать колокольнаго звука, и даже боятся, чтоб не напоминали о спасении. «Аще Мене изгнаша и вас ижденут»61. Много встречается подобных лиц между христианами. Из-за чего, спросите, они отвергают учение Христово и все пути обходят, ведущие к спасению? Из-за одних либимейших страстей: им никак не хочется расстаться с этими свиньями, жить воздержно, по Божьему, по-христиански; убогий хитон Христов не по них, тернистый и скорбный путь им кажется ужасным. Да, они своею жизнью изгоняют от себя Иисуса Христа; ибо если не принимают к себе Его служителей, не читают Евангелия, отвергают благодать спасающую и любят дела угодные диаволу; то скажите – не гонят ли они от себя Самаго Иисуса Христа? Несчастные! Им жаль стада свиней – множества страстей своих, которые они тщательно питают в душах своих, – а не боятся смерти и вечной погибели. Иной именно легион страстей в себе питает, живет мыслью и сердцем не во храме Божием, а во гробах страстей своих: в театре, в цирке, в гостинице, в неприличном доме, где ему угрожает смерть и погибель, – бегает по лесам суетных дел, – по безводным местам, где нет благодати Божией, – разрывает цепи всякого благочестия, смирения, целомудрия, трезвости, не знает ни праздников Божиих, ни нищих, ни Божьего писания, и почти вопиет: «что ты прежде времени пришел меня мучить своими наставлениями; дай мне покой, не тревожь мою совесть». Без сомнения такой христианин, как сухая и бесплодная смоковница, не приносит никаких плодов добродетелей. Что сказать о таких? Отраднее будет Содому и Гомору, уже наказанных гневом Божиим, – в день судный, нежели тому граду, в котором живут подобные несчастные грешники. «Да не будет же от тебя плода вовеки», – сказал Господь бесплодной смоковнице, которая зелеными ветвями и листьями привлекала к себе утомленных путников, а плодов никаких на себе не имела и обманывала мимопроходящих. Мы не дерзаем прежде времени предавать проклятие нераскаянных грешников, отвергающих и Христа и все Его попечение об них; станем лучше молиться об них, дабы Господь вразумил их, чтобы они вместе с нечистыми страстями своими не погибли в пучине адове.

Господи, вразуми их, просвети их светом богоразумия, дабы они оставили путь погибели – и вступили бы на путь добродетели! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle