Источник

Поучение 75. В неделю пред Рождеством Христовым

Обрученней бывшей Матери Его Mариu Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята. (Мф.1:18)

Братие! Дева Mария, посвященная родителями Богу, дала обет оставаться девою на всю жизнь: это все священники и первосвященники знали, но при храме оставаться Ей было невозможно, – и вот они бросают жребий, вопрошают Бога: «как, где и кто может оградить Ее и сохранить Ея девство?» Орех, выросший и созревший за одну ночь на сухом жезле Иосифа старца указал: кому вверить Деву Марию для охранения Ея девства. Прежде нежели они стали жить вместе оказалось, что она имеет во чреве зачатого младенца. – От кого? От Духа Святаго. Но этого не знали ни первосвященники, ни родные, ни сам Иосиф; даже тот, кто все меры и все старания употреблял, чтоб узнать эту тайну – диавол, которому Христос сотрет главу, не мог уразуметь того: от кого будет зачатое и рождество Искупителя Mира. Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя. Итак – одна Mария знала: от кого было зачатое, и по чьему устроению будет рождество Искупителя Mира, – Архангел Гавриил при благовещении все это Ей объяснил тогда, когда и Она Сама того не доразумевала, спросив Архангела: «како будет сие, идеже мужа не знаю, – сласти есмь не причастна»74. Но у Бога не изнеможет всяк глагол: сказано и сделано. От Духа Святаго было зачатое во чреве Христа Спасителя, – зачинается во утробе святой новый младенец, новый человек, святой и безгрешный, который, будучи соединен с Божеством есть Христос, Господь, Искупитель Mира, Начальник новой жизни, Царь неба и земли, который является в миру чтоб примирить оскорбленного грехом Бога с человеком – грешником, и Слово – Сын Божий стало плотию, и поселилось между человеками, и мы видели и видим славу Его, яко Единородного от Отца. Он пришел к своим – к евреям, а они Его знали и не узнали, одни пастыри Вифлиемские узнали, да волхвы, да те, которые были при рождестве Его: праведный Иосиф и пречистая Дева Мария. Надлежало бы эту тайну и всем знать; ибо пророк Исаия еще за 700 лет предсказал о сем событии: се дева во чреве приимет и родит сына и нарекут Ему имя Эммануил, что значит: с нами Бог75. Ах! И с нами Бог, разумейте язы́цы и христиане, яко с нами Бог, повторяет пророческие слова св. Церковь, но и язычники многие узнали и уразумели эту тайну, а многие христиане не хотят и знать ее, – знать то, что Христос Господь родился для искупления нас от вечной погибели. Пастырям Ангелы Божии сказали, волхвам язычникам звезда указала путь, а вельможи Иерусалимские не обратили на это великое событие никакого внимания. Ирод царь, узнавши тайну от волхвов, в тайне изощряет меч для истребления всех младенцев, для погубления Царя небеснаго. Таким образом повитому пеленами и лежащему в яслях Богомладенцу Иисусу Христу уже приготовляется крест при первом появлении Его в мир сей, при первом воззрении на свет Божий. Христиане! Мы познали Христа, мы приняли веру Христову, но почтоже мы отвергаем Его заповеди, не хотим жить по правилам Евангелия; почто мы отвергаем то убожество, которое окружало Его ясли, царствовало в Назарете в доме Иосифа – древоделя, осеняло крест Голгофский? Кто хочет спастись, тот должен жить и страдать по примеру Спасителя: убожество и страдание – вот наш путь, вот наш удел на земли. Жизнь наша коротка, недолго нам страдать – только до гроба; за то если будем кратковременно страдать на земле со Христом, то будем и вечно с Ним царствовать на небе. Тяжело жить в бедности, тяжело и страдать, но пойдите в Вифлиемскую пещеру, посмотрите на эти рубищные пелены, на эти ясли: какою бедностью окружен Сам Искупитель Mира? Тяжело страдать, но взгляните на Голгофу, на распятого за нас Сына Божия – какие страдания наши могут сравниться с Его страданиямн? А без страдания, при роскоши и богатстве, нет пути к небесам, терние и волчцы рассеяны по пути добродетели. Прискорбен такой путь, и очень прискорбен для нашей плоти. Что делать? Но другого пути нет к вечному спасению. «Мы Христа проповедуем и Сего распятого», – сказал Апостол. На небе это дело решено, – крестом спасти человеков, страданиями привести человека в рай и возвести в первое достояние, – как же мы можем иначе думать? Вспомните мучеников и всех святых, какими путями они шли и спаслись. Болезни греховные горьким лекарством – страданиями очищаются. И если невинный Богочеловек всю жизнь свою страдал и умер на кресте; то нам ли отвергать страдания, – нам ли грешникам? Следует только просить Бога о страданиях и Он пошлет нам их: найдутся и Ироды, и Фарисеи, и Садукеи, и Римские воины, и терновые венцы, и оцет с желчью, и копие, и гвозди и все, что нужно для страдания. Тяжело страдать, скажешь, но что может быть тяжелее грехов, которые тянут человека на дно ада? Тяжело страдать временно, но вечно страдать во аде тяжелее. Временные страдания скоро забываются, а вечных никогда не забудешь, потому что они никогда не кончатся. Невинно один Сын Божий пострадал, поднявший на крест грехи наши, а мы если страдаем, то всегда за какую-нибудь вину и вину важную – за грехи, а кто из нас не имеет их? Ах! Дай Боже страдать временно, только бы не погибнуть навеки. Не откажемся же от страданий, если Господь нам их пошлет, потому особенно, что нас ожидает после смерти воскресение, блаженная, вечно блаженная жизнь, жизнь со Христом в Боге, и со всеми Ангелами и святыми. Между святыми лучше жить, нежели между грешниками – в этом мире; лучше жить в раю, нежели в ад, приятно жить среди вечных райских благ, которыми да наградит Господь за временные страдания всех нас – рожденный от Пресвятой Девы Марии Христос Господь, которому – да будет слава и держава во веки веков. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle