протоиерей Василий Бандаков

121. Поучение по случаю открытия в г.Таганроге мещанского клуба

Когда св. Апостол Павел посетил город Афины; то усмотрел, что общество в этом городе было занято одними новостями, искало одних новостей; между прочим заметил и то, что в Афинах было очень много храмов идольских; но на одном из храмов, изображена была такая надпись: «неведомому Богу», – т. е. храм этот построен был неизвестному богу. – Значит, у Афинян много было храмов, посвященных разным богам, так как они были многобожники, идолопоклонники; а сей храм они назначили и такому богу, которого они сами не знают. Сего-то неведомого для них бога св. Апостол Павел открыл им, указывая на Господа нашего Иисуса Христа; но они не прияли Апостола, не послушались его. Братия Христовы! наш город в настоящее время тоже чрезвычайно занят новостями; куда ни пойдешь, с кем ни встретишься, – тебя тотчас спрашивают о новостях. Также и то замечено, что у нас недавно построен храм неведомому богу. Есть у нас храмы богу чрева – гостиницы, харчевни; богу пьянства – питейные дома и погреба; богу распутства – развратные дома, наконец построен в нашем городе и храм неведомому богу. Скажете, что у нас храмом называется церковь Божия? Так-то так, – да во всех поименованных храмах истинному Богу не молятся, и в новом храме тоже. Скажете: «да это школа какая-либо?» Нет, не школа и не училище, ибо в этом храме ни науки, ни искусства, ни ремесла не преподаются. – Скажете: «фабрика какая?» – Оно точно более похоже на фабрику; ибо там наши православные христиане, созданные по образу и по подобию Божию, так сказать, фабрикуются, перевоспитываются, полируются, преобразовываются в людей цивилизованных, просвещенных: там будут читать разные новости из газет и журналов; там будет открыт буфет для охотников вкусно попить, покушать – там будут по временам столы роскошные, балы, музыка и танцы. Это заведение не русское, а взято от немцев, и называется по-ихнему шустер клуб, а по нашему – мещанское собрание, мещанский клуб. – Видите, самое название сего храма показывает, что оно не русское, не православное, но немецкое; значит: кто станет посещать этот храм, этот клуб, разумеется за деньги, тот преобразуется в другого человека: не будет он похож на русского, православного, а будет не то немец, не то француз; только непременно будет другой человек – другой по одежде, по походке, по телу и душе; ибо кто станет посещать этот клуб, тот наберется другого духу; иначе будет ходить, смотреть, говорить; но зато не будет уже настоящим русским, тем менее православным христианином. «Что наши родители? Что наши деды и прадеды? Они были слишком простые люди, необразованные, непросвещенные; вот мы – их дети, их внуки и правнуки – мы будем совсем другие люди. Что из того, что они были набожны и любили ходить в церковь? Вот мы – дети их – не то будем. Теперь не посмеют нас называть варварами французы и немцы; мы такие же будем просвещенные и храбрые, как они». Таким образом и наши доморощенные мещане, по примеру немцев и французов, в подражание купцам – богачам, построили свой храм, учредили клуб, наняли для сего весьма большой дом и хотят стать на высокую ногу, подняться выше, по примеру цивилизованных, просвещенных людей – немцев и французов. Разумеется, в этот клуб поплывут и отцовские, и хозяйские рубли и копейки, да и всякая трудовая копейка. «А семейство кто будет кормить?» Для чего? Там и отец, и сын, и мать, и дочь, и хозяин и работник будут зауряд превесело проводить время. Без сомнения, дома дешевле обходится жизнь; да копейку лишнюю можно бы отдать для сохранения на будущее время в сберегательную кассу. Но зачем думать о будущем? «А кто будет платить подати, недоимки?» – «На все найдется!» В клубе зато весело: там и старцы и юноши, и отцы и дети будут вместе пиршествовать, плясать и веселиться. Домашний очаг покажется горек; язвительные слова жены, да малые дети – все это уже будет не по сердцу. – В клубе все будут равны. A почтение и уважение к родителям и к старшим? «это старинная песня – невежество», – говорят цивилизованные сыновья. Если уже и теперь достается от детей отцам и матерям, то что тогда будет?! – Об этом я умалчиваю. За пиршествами, за танцами и другими увеселениями, – дети ваши совершенно потеряют страх Божий, уважение и почтение к родителям, и убито будет всякое доброе чувство. Дети потеряют уважение сперва к родителям, потом к начальникам, а наконец к предержащей власти. Так водится и теперь между многими западными народами. «А церковь для чего? А пастыри для чего? A проповедники для чего?» Ах, если и теперь, сидя дома, мало кто из сыновей и дочерей ходит в церковь Божию, так тогда они, после гулянья в клубе, и не заглянут в церковь. Привычка к удовольствиям клуба убьет всякое благочестивое настроение души, всякую любовь к Богу, всякий страх к смерти и к суду Божию. Теперь и многие мещане едят мясо по постам, а тогда и там, где всегда будет предлагаться скоромная пища, тогда забудутся и святые посты. – Теперь работают в праздники и торгуют, но тогда и забудут и о праздниках, тогда совершенно опустеют храмы Божии. Поверьте, что тот, кто пристрастится к клубу, тот не посидит дома и не захочет пойти в церковь; ему здесь скучно будет, неприятно. Кто пристрастится к чтению газет и журналов светских, тот и в руки не возьмет святое Евангелие. Теперь уже дщери мещанские одеваются не по-мещански; а тогда, когда начитаются, разных журналов, да станут им выписывать газеты о заморских модах; тогда отец и мать не посмеют слова сказать своей дочери. Вздумает ли ее проучить по родительски; она знает обычай жить гражданским браком, – ей тотчас укажут дорогу в те распутные дома, которые теперь едва ли не на каждой улице. О, горе миру от соблазнов! Да, там, в этих клубах, говорят, все чинно, благочинно, благородно и в порядке, мы этого и не отвергаем. Все будет чинно, только не по Божьему, не по-христиански: все благочинно и благообразно, да не так, как в храме Божием; все благородно, да не так, как заповедано христианам: там будут вашими наставниками нередко люди, напитанные нехристианским духом; книги будут нередко безбожного содержания, ругающие веру, мысли и чувствования христианские. Кладенцы клятвенные ископали для себя православные христиане, и оставили тебя, Боже, воду животворную, благодатную! – Вот, если бы, вместо вредных книг, мещане стали бы читать священные книги; да приглашали бы по временам к себе пастыря своего, чтобы он объяснял им Библию, святое Евангелие, да святые догматы и правила христианской жизни – это было бы совсем другое дело. Но с той целью, с какой ныне учреждено это заведение, туда опасно и показаться священнику; ибо иное дело служение духу, и иное служение плоти; иное работать Христу и иное служить Велиару; иное церковь, а иное грешный мир. Увидим, какие цветы станут срывать там наши мещане; но уже верно не райские: в рай не поведет это клубное просвещение, но в ад. Ступайте туда охотники до пиров, танцев и до буйного своеволия. Идите, учитесь там, просвещайтесь прогрессом, модой и мудрой цивилизацией; только, смотрите, чтобы вы не провалились сквозь землю, и не погибли бы, как провалились и погибли жители беззаконных городов Содома и Гоморра.

Господи, вразуми наших мещан! Аминь.



Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

3. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

4. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

5. Мои дневники. Выпуск 6 архиепископ Никон (Рождественский)

6. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

7. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

8. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

9. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

10. Полное собрание сочинений. Том IV священномученик Иоанн Восторгов

Комментарии для сайта Cackle