протоиерей Василий Бандаков

129. Поучение о божбе, клятве и присяге

Не клянитесь ни небом, ни землею, ни иною клятвою; буди же вам: ей, ей, ни, ни. (Мф. 5:34–37)

Заповедь о божбе и клятве Господа нашего Иисуса Христа, как сами видите, весьма ясная. В древние времена запрещение призывать имя Божие легкомысленно и напрасно вошло в состав заповедей, на скрижалях написанных. В третьей заповеди сказано: «не приемли имени Господа Бога всуе», – то есть: не божись по-пустому, напрасно; не произноси страшное имя Божие легкомысленно, по всякому пустому и ничтожному случаю, как иной имеет привычку говорить: «ей Богу», – или: «побей меня Бог». – За такую легкомысленную божбу тогда наказывали смертью. Спаситель вновь заповедует, чтобы мы никак не дерзали божиться; а должны для уверения в чем-либо ближнего своего говорить: «ей, ей; да, да; нет, нет; ни, ни». – Есть, много есть легкомысленных между нами христиан, которые из детства привыкли непрестанно призывать имя Божие; часто божиться или заклинать себя – это тяжкий грех. Я не говорю о тех, которые имеют несчастье ложно божиться, что чаще всего случается в купле и продаже и при всякого рода обманах; не говорю о проклятиях, которые легкомысленно, по искушению диавола, иной произносит на детей своих, на ближнего своего: эти грехи великой важности, ибо от проклятия многие умирают, особенно дети от проклятия матери. Мне хотелось напомнить вам о законной присяге, к которой вы призываетесь начальниками и властями; от такой присяги никто не может отказываться, ибо этого требует закон. Часто честь ближнего страдает, – присягой она защищается; часто решается участь человека присягой. Почему же не открыть всей истины: как это было, как то или другое событие случилось? – Спросите, – что значит то, что присягающий поднимает руку во время присяги? что значит то, что он лобызает крест и Евангелие? – Когда поднимает руку, то этим указывает на Бога, на небе живущего, Которого теперь призывает во свидетели и как бы говорит так: «Боже! живущий на небесах! Ты меня судить будешь и тяжко меня накажешь, если я солгу». – Когда лобызает крест, то клянется страшными страданиями Сына Божия, – и если солжет, то Его распинает и становится на стороне Иудеев – Его врагов; какой казнью они были наказаны, такую же казнь ложно присягающий призывает на свою голову. – Когда лобызает Евангелие, то сим указывает на слово Божие, что он поступает так, как написано в Евангелии, и готов, чтобы Бог за его слова на страшном суде Своем судил по всей Божеской правде, написанной в Евангелии.

После этого, подумайте: чего должны ожидать от Бога клятвопреступники, которые ложно присягают, или лгут после принятия присяги в пользу ближнего, или родственника, или по корыстолюбию, или пьяные совершают присягу? Очевидно, что диавол радуется такой их присяге. Много, очень много слез и покаянных подвигов требуется от того, который имел несчастье сделаться клятвопреступником; ибо он на всю жизнь делается врагом Божиим и другом диавола. От таких лиц совершенно отнимается благодать Божия, и они умирают душой навсегда, – часто скоропостижно умирают и телом. Итак, не божитесь напрасно, не проклинайте никого и не присягайте ложно, дабы вам не погибнуть. Будьте святы и непорочны, как истинные христиане; не навлекайте на себя тяжкого гнева Божия, ибо никогда вы не будете иметь счастья в настоящей жизни, а в будущей постигнет вас страшный суд Божий.

Господи! сохрани нас от этого тяжкого греха. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle