протоиерей Василий Бандаков

128. Поучение в тот же день

Два часа бичевали воловьими жилами святую Великомученицу Екатерину, и бросили ее в темницу, где питал ее хлебом Архистратиг Михаил; потом остриями четырех колес мучитель хотел раздробить ее кости, но Архистратиг раздробил сами колеса и отнес ее страдальческое тело на высоту Синайской горы, где она была найдена чрез 226 лет целой и невредимой. – Поистине хранит Господь все кости святых, и не едина от них сокрушится82 и не затеряется.

Не пощадила и не пожалела Великомученица ни знатного своего рода, ни красоты, ни богатства, ни мудрости и ничего того, чем люди дорожат на земле. Действительно, все земное не стоит того, чтобы дорожить им. Знатность рода ничего не значит пред родом и знатностью истинного христианина; красота тела страстью и землей пожирается; богатство предается тлению; мудрость земная – юродство против мудрости Божией.

Возлюби ты, душа христианская, небесного Жениха Иисуса Христа, как возлюбила св. Великомученица Екатерина, и ты получишь такую же от Бога награду и вечную славу; и тебе скажет Господь то, что сказал грешнице: отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много83. Но возлюбить Иисуса Христа может тот, кто все земное презрит – все: и красоту, и богатство, и мудрость. – Презреть все и предаться истинному покаянию – вот правило для жизни каждого христианина, который хочет получить царствие небесное. Покаяние есть второе мученичество произвольное, дарованное от Господа всем грешникам кающимся. Но покаяние требует поста, молитвы, слез и полного самоотвержения. – Не будет мучить тебя мучитель, зато станут мучить тебя страсти и искушения диавола, а это стоит мученичества. Никогда не теряй надежды на Бога, какие бы ни были на твоей совести грехи. Но преждевременно кайся; не ожидай ты наказания Божия, кары Божией над собой, пока Господь накажет тебя за твои грехи. – Его наказание тяжкое, а прежде времени старайся прилепиться ко Христу, умилостивить Его подвигами покаяния. Не отвергнет Он ни одного кающегося, какой бы ни был он тяжкий грешник, но ожидает его обращения, ожидает сегодня и завтра, и долго ожидает; когда же увидит упорство, бесчувственность, беспечность и ожесточение, тогда и простирает на грешника Свою тяжкую руку, и все же для того, чтобы привести человека в чувство; бичует тело болезнями, дабы спасти душу. Часто случается нам быть при одре больных таких грешников, которые на краю могилы обращаются к Богу. И подлинно, жалостно их положение; ибо какие подвиги и покаяние они могут понести в болезни? Поститься не могут, молиться не могут, добрых дел совершить не могут. Хорошо, если святая церковь станет за них молиться; но иной и о сем не подумает, если не скажешь ему. – Бескровная жертва, при всеобщей молитве верующих христиан, имеет всемощную силу мертвого воскресить, больного воздвигнуть от одра болезни. Но я видел почти воскрешенных из мертвых, которые по выздоровлении, опять бросались в тину беззаконий. – Без сомнения, премилосердый Господь и сих прощает после истинного и полного покаяния; ибо Господь сам говорит: не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Не хочет Господь погибели грешника, Он тебя сотворил, Он за тебя пострадал, Он тебе дал много времени для покаяния, – и все же, хочет спасти тебя, а не погубить.

Святая Великомученице Екатерино! моли Бога о нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle