протоиерей Василий Бандаков

143. Поучение на тот же день праздника

Не в Вифлееме только родился Христос Сын Божий; но раждается и здесь, и везде, где есть храм, престол и жертвенник; не тогда только, когда видимо прославляли Его Ангелы, посещали пастыри и восточные волхвы, но и теперь ежедневно Он на жертвеннике раждается, вновь Ангелом за грехи мира закалается, звездицею осеняется, воздухами, как тогда пеленами, покрывается на святом дискосе, как некогда в яслях, полагается, и невидимо Ангелами прославляется. Вот почему церковь святая воспевает ныне: Христос раждается, славите... Славьте Христа так, как славили Его святые Ангелы, как славили пастыри и волхвы, проповедуя о пришествии на землю Царя славы, вземлющего на Себя грехи всего мира. А как они славили Христа? Воспевали: Слава в вышних Богу и ни земли мир, в человецех благоволение. Слава в вышних Богу, – не сие ли это знаменует, что во время рождества на земле Богомладенца – Иисуса – на небе восхваляли Его особенной песнью все Ангелы Божии и на земле прославляли Бога все человеки святые? Ибо, если тогда Ангелы прославили Бога, когда Бог сотворил небо и землю и все украшение небес; то как им не прославлять Бога теперь на небе и на земле, когда Христос родился; как им не воспевать: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение? – ибо с рождением Сына Божия на земле действительно настал мир. Когда Бог гневался на людей, тогда не было мира на земле – ни между Богом, ни между людьми, ни между человеками, ни между тварями; чрез рождество Спасителя Бог примирил мир с Собой – сотворяя обоя едино кровию Сына Божия, а к человекам Бог явил особенное благоволение. Для того, чтобы уничтожить грех, умертвить смерть, разрушить ад, Бог-Отец послал в мир единородного Сына Своего на тяжкие страдания, Который, притупив жало смерти, растерзал рукописание грехов наших. – Христос с небес срящите. – Итак, не с земли, но с неба приходит Господь, когда является на жертвеннике; не очами телесными, но очами веры мы Его видим под видом хлеба и вина, когда святая церковь говорит нам: со страхом Божиим и верою приступите: сие есть тело Его, сия есть кровь Его, даваемая нам во оставление грехов и в жизнь вечную. – Христос раждается, – славите, Христос с небес приходит – срящите. Не с земли, не из Вифлеема приходит Он теперь, но с небес, говорю, приходит невидимо, таинственно, но действительно, как являлся по воскресении Еммауским, потом одиннадцати Апостолам и благочестивым женам; также на море Тивериадском, когда вкушал рыбу и мед; потом на горе Елеонской, когда возносился на небо, обещав послать Духа Святого. Христос с небес приходит – срящите: сретайте, и со страхом Божиим и верой к Нему приступайте. Христос на земли, – возноситеся. Христос на земле, ибо Сам сказал святым Апостолам пред вознесением : Аз есмь с вами во вся дни до скончания века, и всегда пребывает и пребудет Христос Господь на земле до конца мира в Своей святой церкви, как Глава с членами, в святых таинствах и в сердцах верующих, как Он и Сам сказал: кто услышит глас Мой, и отверзет двери сердца своего – прииду к нему и вечеряю с ним. Итак, Христос на земле пребывает между нами, с нами и в нас – славите Его.

Возноситесь, христиане, к Нему мыслями, пламенейте душой, горе имейте сердца, презирайте мир и все его грешные дела, не прилепляйтесь к миру и его удовольствиям; но постоянно призывайте пресвятое имя Его в псалмах и пениях, и песнях духовных, воспевая в сердцах Господеви: Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите, Христос на земли – возноситеся; пойте Господеви вся земля и в веселии воспойте людие, яко прославися. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle