протоиерей Василий Бандаков

53. Поучение в тот же день

Велия и чудна дела Твои, Господи! вся премудростию сотворил еси! – (Пс. 103:24).

Когда язычники, или идолопоклонники видели, что какой-либо святой воскрешал мертвого, или мученика, выходящего из огня, или из-под бичевания живым, невредимым, то обыкновенно взывали: «велик Бог христианский!» – И точно, подобное чудо не только язычника, но и христианина могло привести в удивление! – Что ж, если б эти язычники узнали и увидели большие чудеса Божии? Что, если бы они знали притом, что Бог христианский есть Бог один и в трех Лицах. Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святый? Что Бог-Отец не рождается и не происходит; что Сын по Божеству предвечно рожден от Бога-Отца, а по человечеству рожден от пречистыя Девы Марии, что Дух Святый вечно происходит от Бога-Отца; что сей Бог есть един в Троице и Троица в Единице, достойно и равнопокланяемый; есть Бог всевидящий, вездесущий, премудрый, всеблагий, всеправедный? Что если бы они уразумели, что Бог-Отец чрез Сына сотворил сей огромный и пречудный мир; что Сын искупил мир, а Дух Пресвятой освятил, просветил и оживотворяет этот мир? – Что вся вселенная эта есть величайшее чудо Божие, что все звезды суть огромнейшие шары, быть может, населенные живыми и разумными тварями; что наша земля есть маленькая пылинка, вращающаяся ежедневно вокруг самой себя и бегущая в течение года вокруг огромного солнца; – что Бог сотворил премудро сей видимый мир, человека и все твари; что Бог потопом истребил развратный мир; что Бог наказал Египтян, поразил их великими и чудными казнями, что Он сотворил великие чудеса, руками раба своего Моисея; что Он воздвиг Пророков, предсказывавших будущие и отдаленные события; что, говорю, – если бы идолопоклонники в то же время узнали величайшее и непостижимое чудо воплощения Бога-Сына, Который сотворил на земле столько чудес, Сам умер, воскрес, попрал смерть, разрушил ад и вознесся на небо? – Что, если бы они увидели величайшее чудо – сошествие Духа Святого на Апостолов в виде огненных языков, и людей простых и неученых вдруг увидели бы мудрыми и говорящими на разных наречиях, – и потом узнали бы сколько на земле совершено и совершается силой Божией и руками святых Божиих человеков чудес; – все это не заставило ли бы их покориться вере и сделаться истинными христианами? А мы? мы, которые все это знаем, во все это веруем, но живем хуже язычников; – грешим и не боимся страшного и великого Бога! Скажите: не придется ли нам понести тяжкое наказание от Бога за то, что нас не поражают ни сии великие дела Божии, ни новые и непрерывные чудеса, происходящие от нетленных мощей и чудотворных икон; ни великие милости Божии, не великие наказания, по временам нас постигающие, – ничто? Да, мы привыкли к великим чудесам Божиим, как к делам обыкновенным; мы не страшимся ни яда греховного, ни смерти, ни страшного суда Божия, ни вечных мучений ада. – От чего это? Как это объяснить? – Обуял нами, как будто, какой-то злой дух неверия, разврата, упорства, бесчувственности, лености и нерадения; – мы смотрим на грехи, как на добродетели, а на добродетели как на грехи.

Боже праведный, всевидящий и всемогущий, – Отче небесный, и Сыне Божий и Душе Святый, вразуми нас, приведи нас в чувство, да познаем Тебя единого истинного Бога – во святей Троице покланяемого, и покаемся во грехах наших. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle