протоиерей Василий Бандаков

51. Поучение в ту же неделю

Ныне святая церковь творит память о святых отцах, то есть, – молится им и прославляет их в своих песнопениях; но если бы мы спросили вас: каких именно святых отцев церковь прославляет? какие их имена? когда они жили на земле и как жили? и какими подвигами заслужили то, что им творится на земле вечная память, а на небе дарована им вечная жизнь, вечная слава, вечный покой и вечное блаженство? Думаем, что ни на один такой вопрос никто из вас, в короткое время, не мог бы ответить. Вы же, христиане, составляете церковь, – вы же и должны знать это. Ныне церковь прославляет тех святых отцев, которые, в числе 318 лиц, были на первом Вселенском соборе, в городе Никее, и собрались для того, дабы, при помощи благодати Духа Святого, обсудить и утвердить на вечные времена догмат или истинное разумение о лице Господа нашего Иисуса Христа и Его Божестве, утвердить и доказать, что Он есть Бог – второе лицо Пресвятой Троицы, против еретика Ария, который утверждал, что Сын Божий есть не Бог, а человек. Сия ужасная ересь погубила многих христиан на веки, а сам ересеначальник погиб напрасной смертью. В сем случае драгоценно для нас, во-первых, учение святых отцев, а во-вторых, их святая жизнь; ибо и ныне между христианами есть такие, которые, по своему высокоумию, неправославно мыслят о святейшем Лице Иисуса Христа, а другие, по своему неведению и простоте, вовсе не понимают сего Лица, и не размышляют о Нем, – и первые не правы, и последние – не извинительны. Не разуметь правильно Спасителя своего и Искупителя великий грех... Благодаря Богу и святым отцам, мы знаем, что Иисус Христос есть Бог и Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, собезначальное Слово Отцу и Духови, – есть Бог вечный, равный по Божеству с Богом-Отцом и Святым Духом; а по человечеству – плотью Своей родился на земле от пречистыя Девы Марии, и есть совершенный Бог и совершенный человек. – Благодарение Богу, вразумившему нас, – благодарение и святым отцам, утвердившим нас в православной вере! Как прискорбно, что многие из нас не знают и не любопытствуют знать жизнь святых отцев. Мы не напоминаем о мучениках и исповедниках, которые были на том соборе; не говорим о пустынниках, проводивших жизнь в пустынях Ливийских и Фиваидских; – на этом соборе были отцы семейные, которые имели и жен и детей и даже полное хозяйство; а между тем были святы и вели благочестивую жизнь, и были даже чудотворцы. Например Спиридон, епископ Тримифунтский чудотворец, – и жену имел, и детей и хозяйство, имел овец и занимался земледелием; а между тем воскрешал мертвых, превратил змею в золото и много чудес совершил. И такие-то отцы святостью жизни, смирением, чистотой и добрыми делами достигли великой святости. Но потому именно, что мы их жизни не подражаем, мы далеко отстали от святых отцев. Мы тоже молимся Богу, как и они молились; но наши молитвы грешны, потому что мы сопровождаем их худыми и грешными делами. Мы благочестивы и добродетельны, да только наружно, да видимы будем; ибо душа наша полна грехов: гнева, зависти, скупости, пьянства и студодеяния. Мы Богу и на свечу подаем, и на масло, и на ладан, и милостыню подаем, – да все лукаво это делаем. На свои прихоти часто слишком щедры; а Богу и нищему даем копейки; мы не спросим никогда: в чем именно церковь нуждается, какую нужду имеет убогий брат Божий? А чтобы о спасении брата своего кто позаботился, или отвел бы кто его от пьянства, от разврата, – так такого человека и со свечей не найдешь. Не говорю о том, что темницы и больницы очень немногими посещаются. Нет, святые отцы нищих в доме своем питали и держали, за долги содержимых из темницы выкупали. Помню: один епископ, не имея что дать вдовице для выкупа сына ее из плена, сам отдал себя за него в рабство к магометанину, и был у него садовником; а потом не только сына, но даже, при Божией помощи, многих христиан из плена возвратил. А мы что? Мы чрез свои житейские заботы и от церкви, и от говения, и от праздников Божиих убегаем. Мы и постимся, по примеру святых отцов, но постимся лицемерно, говеем лукаво. Главное, что святые отцы были смиренны и кротки, и боялись греха, как огня, как змеи, как яда; а мы всей душой любим грехи. – Как же нам быть святыми, как же нам спастись? Повсюду пьянство, распутство – и многие даже потеряли стыд и страх Божий; удивляться надобно, как Господь нас всех доселе не погубил? Как Он нас терпит, – да еще одевает и питает, посылая теплоту и благовременный дождь на нивы наши?

Боже! Боже! сколь Ты долготерпелив и многомилостив к нам грешным. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle