протоиерей Василий Бандаков

52. Поучение в Троицын день

Христианин! Если бы царь земной, или наследник престола, нечаянно, неожиданно вздумал посетить твой дом, и вдруг кто-нибудь из домашних или соседей вошел бы к тебе и сказал, что царь уже у твоих ворот, что он спрашивает тебя по имени фамилии, и хочет войти в дом твой; – одно из двух случилось бы: или ты вовсе сему не поверил бы, или пришел бы в неизреченный ужас и замешательство. – «Как, сказал бы ты, меня убогого сам царь, или наследник престола хочет посетить, и уже на дворе? Нет! этого быть не может!» – Или ты сказал бы: «как? в мою убогую хижину, ко мне, последнему подданному, царь идет? Боже! да у меня нищета, да у меня нечистота, да у меня непорядок, – я вовсе не приготовился принять такого дорогого гостя». – Да ты, говорю, не нашелся бы что и сказать; язык у тебя отнялся бы; ты не знал бы где его посадить, как принять, или не знал бы куда самому бежать; особенно, если бы чувствовал за собой какую-либо вину.

Но знаешь ли ты, веришь ли ты, что в предлежащие минуты, не царь земной, но царь небесный, или Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, хочет посетить тебя: не только посетить, но даже всегда жить в храмине души твоей и в твоем теле; да что я говорю – Сын Божий? – Вся Пресвятая Троица – не на время только приходит к тебе, но хочет жить в тебе всегда: существенно и действительно хочет жить в душе твоей, в твоем сердце, ибо ты храм Духа Святого, Духа Божия. Ты не веришь этому, или ты только не разумеешь сей великой тайны? Кто тебя сотворил и чрез крещение вновь родил? Не пресвятая ли Троица? Кто тебя, говорю, сотворил? Не Бог ли Отец, Который сотворил Адама и весь мир? Кто тебя искупил? – Чье тело ты вкушаешь? Чью кровь ты пьешь? Не Сына ли Божия? Не наследника ли вечного престола, – вечного царства, которому не будет конца? Кто оживотворяет тебя? Кто дает тебе многоразличные дарования? Не Дух ли Святый, животворящий, от Отца исходящий? Итак, я тебя, христианин, спрашиваю, и спрашиваю о сем, пораженный ужасом: готов ли ты сегодня, сейчас же опять принять пресвятую Троицу? Ибо и Она сама желает посетить тебя, и церковь в пламенных молитвах готовится призывать Ее, умилостивлять, просить и плакать, плакать и просить, чтобы пресвятая Троица вошла в храмину души нашей и очистила нас от всякой скверны; ибо один Бог может омыть и очистить скверну грехов наших! и часто то входит в нашу душу, то выходит, смотря по чистоте или нечистоте души нашей! – Готов ли ты? Прибрано ли в твоей душе? Чисто ли тело? Нет ли нечистых мыслей в голове? Нет ли скверных похотей в сердце? Бог, явившийся Моисею на горе Синае, и громами и молниями колебавший вершины Синая, Бог, явившийся на горе Кармил пророку Илии – в буре, мразе, в хладе тонком, хочет сегодня, теперь же опять посетить тебя, жить в тебе и царствовать в твоем сердце: «будь во мне, а Я в тебе42 – говорит Он в Евангелии, – и ты будешь иметь живот вечный». Итак, готов ли ты принять в себя пламень? ибо Бог есть огнь всепоядающий43. Готов ли? Ибо подумай: чем гора Синай и Кармил благороднее твоей души? Не забывай, что ты сотворен по образу и по подобию Божию; ты не зверь, ты не дерево, ты не камень. – Бог вечно хочет с тобой жить, жить в тебе на земле – и царствовать вечно на небе; ибо сам говорит: «кто победит мир, свои страсти, диавола, того Я посажу со Мной на престоле Моем? «побеждающему дам сесть на престоле Моем»44. Еще спрашиваю: чиста ли душа твоя, чтоб быть жилищем Божиим? Нет ли в ней мерзости грехов? Нет ли в ней страстей и похотей? Нет ли идолов сребролюбия, блудодеяния, чревоугодия и гордости, змей зависти, гнева и злобы? Разве можно, наряду с иконами, ставить в доме соблазнительные картины? Разве можно ставить образ какого-либо идола наравне с образом Царицы небесной, или какой-нибудь, Господи прости, образ Иезавели? Не забудем и того, что сказано в писании: кто растлит, развратит, осквернит храм Божий, т. е. душу и тело, того растлит, разрушит, убьет сам Бог (1Кор. 6:19).

Боже! Боже! кто из нас достоин иметь Тебя в себе? Ты Сам, Царю небесный, утешителю душе истинны, Иже везде Сый и вся исполняяй, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наши. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle