протоиерей Василий Бандаков

63. Поучение на день рождества Крестителя Господня Иоанна

Что убо отроча сие будет? (Лк. 1:66).

Великим бесчестием считалось у Евреев не иметь детей, особенно для того, кто происходит из знатной – царской или первосвященнической фамилии; а Захарий и Елисавета, происходившие от рода Ааронова, до старости не имели детей; – и вот наконец, Господь послал им чадо. Архангел Гавриил явился в алтаре, и объявил Захарии, что молитва его услышана Богом, и ему даруется на старость дитя; он всю жизнь об этом молился, и теперь молился и веровал, хотя старость колебала его веру; – уже одно явление небесного Ангела, и при том в таком святом месте, показывает, что рождение Иоанна есть дело Божие, и он будет служить для важной цели – для пользы церкви и отечества. Прозревал это несколько и Захария, который в пророческом духе, по рождестве Иоанна, назвал его пророком Всевышнего, и что он будет предтечей Иисуса Христа, и спасет народ от врагов его. Не от внешних врагов, но от внутренних: от страстей и диавола спасал Иоанн, когда вступил на дело служения.

Когда у нас дитя рождается, то мы нередко спрашиваем о том: что будет с этим дитятей? Что убо отроча сие будет? И как часто отец и мать все старание свое употребляют, много внимания обращают, много капитала теряют на воспитание сына своего, а о том не знают: что отроча сие будет? Да хотя бы и думали об этом, и спрашивали, то все же не предугадали бы; а если бы и предугадывали что-либо о нем, то их предсказание было бы неверно. Как часто мать думает, что ее дитя будет кормить ее на старость, а выходит из него иногда такой негодяй, что отнимает у матери последний кусок хлеба, да еще наносит величайшие оскорбления на старость. Иной купец в лице младенца сына своего гадает, что он будет большой капиталист; а между тем, чаще бывает то, что сын и отцовский капитал проматывает. Иной воин видит в лице своего сына-младенца будущего храброго героя и завоевателя, – но выходит иногда то, что сын его вовсе не способен к военной службе. Словом, все родители и много думают и много гадают о будущей участи дитяти; но поелику это не пророчество, а одно гадание, мечта, – то нередко бывает то, что их дитя, когда вырастет, то наносит им величайшие скорби и убивает их жизнь. Особенно у богатых и знатных людей, дети, выросшие на руках нянюшек и матушек, до того иногда выходят испорченные нравом, что ни к чему делаются негодными. Не мир, но пустыня воспитала Иоанна для великой и важной Божией цели и для служения Богу, – при помощи Духа Божия.

В настоящее время много есть школ и училищ для воспитания детей; но сии школы нередко портят детей; одна только школа непогрешима – церковь Божия: здесь учителем сам Господь наш Иисус Христос и Дух Святый; здесь наставники Пророки и Апостолы и вселенские учители. Чему бы ты ни учил свое дитя; но если только ты успел выучить его Божиему писанию, сделал его кротким и благочестивым и боящимся Бога, то ты все тогда для него сделал, – тогда ты не будешь за него отвечать пред Богом. «Кто знает Христа, тот все знает, хотя бы он ничего другого не знал», сказал один святой отец. – Благочестие на все полезно, а прочие науки и искусства часто обращаются в острый нож для родителей и детей. О! сколь многим родителям придется отвечать пред Богом за нехристианское воспитание своих детей, которых они не поучали благочестию и святости жизни.

Святый Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас грешных! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle