протоиерей Василий Бандаков

95. Поучение в день преставления св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

Братия! станем любить не словом или языком, но делом и истиной. (1Ин. 3:18).

Святой Евангелист Иоанн Богослов, успение которого мы ныне празднуем, учит нас любить брата не на словах, а на самом деле, не языком, а душой, сердцем и оказанием ему в жизни разных услуг, даже с полным самоотвержением; а при случае, пожертвованием самой жизнью, ибо «нет большей любви, как если кто положит душу свою за други своя»68, – сказал Господь. А мы, христиане, как любим ближних своих? На словах только, на языке, а не на деле. Вот ты увидел, что у соседа твоего землянка валится, одежды теплой нет, дров нет, дети оборванные, голодные, и зима на дворе; вот и говоришь соседу, жене, или приятелю: «как мне жаль этого бедняка, или соседа, да помочь нечем; у меня и деньги-то есть, да у меня свои дети – своя рубаха ближе к телу». – Поговорил, поговорил, да и забыл. Почему бы тебе – не поговорить только о бедняке, но на деле помочь ему? Почему бы не пригласить для этого и других своих знакомых людей со средствами; – два, три приятеля, общими силами, могли бы и землянку починить бедняку, и детей приодеть, да и хлеба добыть. Но мы жалеем брата только на словах, а не на деле. – Нет! Апостол сказал: станем любить не словом или языком, но делом и истиной, – это будет значить любить по-христиански. – Разве трудно общими силами, общими средствами оказать помощь находящемуся в убожестве брату своему? – Разве нельзя промолвить слово и богачу какому, и, быть может, он не отказался бы помочь? Подумай, испытай все меры помочь бедняку; – тогда только ты на деле докажешь свою любовь к ближнему. Ведь чего ты не передумаешь, когда у тебя не достает какой необходимой вещи. Везде бегаешь, всех переспросишь, со всяким переговоришь о своей нужде, – и богачу поклонишься, и приятелю перескажешь свое горе, чтоб только своей беде помочь. – Тоже самое делай, чтобы помочь ближнему своему. Для удовлетворения своей нужды ты не боишься иногда и греха взять на душу, а брату нуждающемуся не хочешь добра сделать. «Станем любить не словами или языком, но делом и истиной». – Вот больной пред тобой, – стоило бы тебе только руки приложить, например: перевязать рану, обмыть больного, сходить в аптеку, попросить фельдшера, или даже лекаря пригласить, если можно; дорого ли стоило бы тебе вылечить отца, или мать детей, или странника, или вдовицу? – Так что ж? поговорил только об этом, или дал на словах совет, а сам скрылся, – «дескать некогда мне, свои дела». Вот ты часто встречаешь несчастного пьяницу, или несчастнейшую развратную женщину; – чего бы ты ни сделал, если бы имел такого же сына, или такую же дочь? – И советовался бы с разумными людьми, и к Богу прибегал бы, и врачей всех переспросил бы, и мало ли какие ты средства на то употребил бы, чтобы только помочь своему горю. А вот чужого несчастного человека, или чужую женщину встречаешь, – видишь пьяного брата не раз, не два, но ежедневно, а ни слова ему не скажешь; а быть может, ты мог бы исправить его жизнь и возвратить спокойствие и благополучие его семейству. Вот ты знаешь, что такая-то или другая впала в тяжкий грех, или живет не ладно, и предается тяжким порокам, или пьянством довела себя до края погибели; – чтоб тебе замолвить ей в добрый час доброе слово, особенно помолившись Богу, – доброе слово и злого делает добрым; а Божья помощь все может довершить. Не можешь решиться сам на доброе дело, посоветуйся с добрым человеком, поговори с приятелем при случае. О! если бы у тебя болело сердце; если бы ты пламенел любовью к Богу; если бы ты знал, как ужасен ад, сколь тяжки адские муки; если бы ты верил, что, спасая брата или сестру от погибели, ты сам спасаешь душу свою; – то поверь, что ты все меры, все средства употребил бы на пособие несчастным. Сам Господь помог бы тебе в таком деле, если бы ты отвел от пьянства своего брата, или избавил бы от погибели несчастную сестру. Так-то, братия, станем любить ближнего не словом только, но делом и истиной.

Господь да поможет нам в этом! Аминь.

* * *



Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Вам может быть интересно:

1. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

2. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

5. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

6. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

7. Sermons – Dormition Of Mother Of God Антоний, митрополит Су́рожский

8. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

9. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Евпраксия профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle