протоиерей Василий Бандаков

96. Поучение: человек-грешник сам себе враг

Спросите: кто не желает сам себе добра? Разве может человек быть себе врагом? Тому-то и удивляться надобно, что все люди желают себе добра, а делают сами себе больше зла, нежели добра. – Каждый грешник есть величайший враг самому себе, и, напротив, каждый добродетельный и благочестивый человек есть величайший благодетель для себя. Кого же больше на свете: добрых или злых, святых или грешных, праведников или беззаконников? – «Много званых, но мало избранных»69, – сам Христос сказал.

Если ты имеешь хижину не большую, но достаточную для себя, в которой есть все необходимое для тебя, – то ты себе благодетель. Если одеваешься не богато, зато тепло, – ты благодетель себе. Если вкушаешь пищу по мере голода, а не пресыщаешься, не услаждаешь вкуса, и лишнюю пищу и одежду обращаешь в пользу нищего и голодного, – то ты благодетель себе. – Если трудишься по силам, и приобретаешь то только, что для тебя необходимо, то ты благодетель для себя. Если изучил грамоту и читаешь в свободное время, например, Божие писание, то ты благодетель для себя. Если ходишь по праздникам неопустительно в церковь, строго соблюдаешь посты, исполняешь Христовы заповеди, уклоняешься от людей буйных; живешь мирно среди своего семейства, имеешь сам страх Божий и детям его внушаешь; веруешь в Бога, любишь всех ближних; ничем не огорчаешься, смиренно идешь путем жизни; стараешься только обогащаться всякими добродетелями, никому не завидуешь, укрощаешь гнев свой, не гордишься, избегаешь грехов; то ты поистине, в таком случае, величайший для себя благодетель, доброжелатель; ибо ты достигнешь царствия небесного. – А если ты на свете живешь для того, чтобы только собирать, например, сокровища, то ты враг себе. – Если не ходишь в церковь, не соблюдаешь постов, не читаешь или не слушаешь писания, не исполняешь заповедей Божиих; то ты враг себе, недоброжелатель. – Если живешь роскошно, ищешь в жизни только рассеянности, удовольствий, приятного препровождения времени; то ты недоброжелатель самому себе. Если еще буйно и нетрезво себя ведешь, презираешь святость брака, беззаконно живешь, гордишься, завидуешь, вообще ведешь жизнь не христианскую, – о! тогда ты величайший для себя враг и недоброжелатель. Посмотри, как нарядно одевают богачи своих детей, как наряжают своих жен, как стараются предоставить им всякие удовольствия, как водят их на зрелища, как покрывают столы разными вкусными яствами и напитками; какими тканями, какой роскошью украшают для них дома; – но поверь, что они не доброжелатели своим женам и детям, а враги; ибо делают их не чадами Божиими, но чадами диавола, не друзьями Христа, но врагами вечного спасения. – Пойдут они и в церковь на позднюю обедню, но пойдут для того, чтобы обратить внимание других на свои наряды, на свою красоту; не то чтоб они встали рано и поспешили на утреннее Богослужение, поставили свечу, да положили несколько поклонов. – Нет! Стыдно в красивых и богатых нарядах повергнуться пред Богом. А чтоб они еще стали оплакивать грехи свои тогда, когда все их окружающее в доме радует, веселит, забавляет; да они и не думают, что они грешники, не знают, что такое грех. Плясать – не грех, музыку слушать – не грех, сласти вкушать – не грех, мясо есть в пост – не грех, в церковь не ходить – не грех, Евангелие в руки не брать – не грех: так они воспитываются, так живут, вырастают, и так весь свой век проводят. А смерть, гроб? Они от них удаляются, прячутся до времени; а умрут, их с почестями и славой похоронят. А что им на том свете будет, как с ними там будет поступлено, – того они не знают, о том никогда не помышляют; в рай и ад и в будущее воздаяние за гробом – многие из них не веруют. Скажите, не враги ли они сами себе? Какие они себе доброжелатели? А крест? A страдания Сына Божия? A требование от нас, и наше обещание при крещении, что мы будем идти крестным путем, что мы отрекались от диавола, всех его дел и всего грешного? – Эта наука неудобовразумительна для безбожных людей. О Боже! Боже! – Ей, нет большего врага на свете, как человек сам для себя! – Откроются некогда нам душевные очи, и мы увидим, какую погибель мы устрояем для себя своей жизнью, своими земными делами, своим грешным образом жизни.

Господи! открой очи наши, да узрим свет Твоего святого закона. – Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle